Мф 20 25 Иисус
же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними,
и вельможи властвуют ими;
Мк. 10, 42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете,
что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют
ими.
№123 по согласованию. Только у Мф. Фразы предыдущая - следующая.
Небесный Иерусалим - одноэтажный
Есть во всем этом какая-то обычная - обычная только для Евангелия
- путаница-перепутаница. Первый должен быть последним, чтобы спасти
душу, надо ее погубить, унижающий себя возвысится... Часто понять,
что имеет в виду Спаситель, просто: достаточно понять, что Он
смотрит на мир наоборот тому, как это делаем мы. Мы живем в перевернутом
мире, а Он - в нормальном. Мы попираем землю, Он - небо, и именно
Он - вверх головой. Чтобы быть первым на небе, надо быть последним
на земле - значит, мы просто не там видим прилавок, к которому
тянется очередь. Но Господь не просто переворачивает привычную
нам иерархию ценностей и меняет в наших ориентирах север на юг,
верх на них. Он борется с фарисейской иерархичностью в Церкви
- особенно см. ниже, 23 6-12 - но не упраздняет эту иерархию,
и не только переворачивает ее, а лишает ее вертикальности. Он
кладет ее отдохнуть. Многоэтажный дом можно перевернуть - и последний
этаж будет первым. Но в дачном поселке из одноэтажных домиков,
как ни крути, все будет всюду один этаж. Это не означает, что
в Церкви все одинаково! Иерархия есть, но это иерархия не вертикальная,
а горизонтальная, это иерархия в равенстве, иерархия, в которой
невозможно гордиться - можно лишь жить в мире. В одноэтажном поселке
невозможно быть выше кого-то, и очень необходимо быть со всеми
в мире. Святой не ближе к Богу потому, что ухватил квартиру на
двенадцатом этаже: просто он впустил Бога в свой дом, а мы нет
- вот и иерархичность появилась. Но иерархия святости и греха
- не вертикальна и потому святой не только не должен, но и не
может гордиться.
*
|