Мф 21, 4 все же сие было, да сбудется реченное через пророка
У Мк. нет.
По
согласованию №129. Фразы предыдущая - следующая. Иллюстрации.
Из
всех евангельских событий именно вход в Иерусалим является самым
насыщенным библейскими символами: Иисус словно устраивает представление.
Собственно, Он жил не в Иерусалиме, и этот вход - действительно
символическое, то есть не несущее сиюминутного смысла, действие.
Ослик, ветви, обращение "сын Давидов", - все отсылает
к тем или иным местам и понятиям Ветхого Завета. Евангелист Иоанн
дает ценное дополнение к Матфею - дополнение, которое мог сделать
только непосредственный участник: "Ученики Его сперва не
поняли этого; но, когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что
так было о Нем написано" (Ио 12 16). Смысл этого спектакля
менее всего понимали его непосредственные участники - для них
это был праздник, событие огромное, охватившее их силой сверхчеловеческой.
Лучше всего этого видно не на примере учеников, у которых наверное
были свои домыслы по поводу происходящего, не на примеру жителей
Иерусалима, из которых каждый имел определенное - и довольно корыстное
- побуждение встречать Иисуса, а на примере владельцев ослицы,
Иисуса вообще не видевших, а увидевших только учеников, отвязывающих
их собственность, слышавших только: "Они надобны Господу"
- и принявших это как должное. Самое, может быть, поразительное
из всех евангельских чудес: расставание не с болезнью, а со своей
собственностью.
Весь смысл спектакля - в том, чтобы евангелисты, вообще христиане
потом могли произнести эти слова: "все же сие было, да сбудется
реченное через пророка". Собственно, только это ощущение
- свершается нечто, издревле определенное - придает происходящему
ощущение праздника. Ибо, в сущности, что празднует Церковь, отмечая
Вход Господень в Иерусалим? Ведь вспоминают начало предательства,
начало страстей, начало гнусности человеческой. По человечески-то
рассуждая, надо было бы уже начинать скорбеть - а Господь повелевает
радоваться. Потому что скорбь - о нашей, людской вине - а Он говорит
о том, что виновник происшедшего - Отец. Все уже было определено
Отцом задолго до рождения предателей и палачей. Или, говоря словами
самого мессианского текста Ветхого Завета: "Господу угодно
было поразить Его" (Ис 53 10). Если бы не эти слова, по простой
логике человеческого суда, следствия, человеческой совести - мы
виновники происходящего. Но Библия и церковное предание говорят:
виновник - Бог. Виновник в самом изначальном смысле слова - "причинник".
Он все устроил.
Многие люди не могут с этим смириться и, объясняя свое отталкивание
от веры, указывают именно на то, что безнравственен Бог, распинающий
Своего Сына (именно об этом - роман Войнич "Овод").
И грешно было бы христианам спокойно, не рассуждая, принимать
Бога как виновника - потому что если бы все было так просто: Отец
послал Сына - а люди как бы ни при чем, они лишь орудия Промысла
- то Голгофу вообще нельзя было бы воспринимать как трагедию и
несправедливость. Но все не так просто - и христианское восприятие
Страстей - начиная с Входа в Иерусалим - глубоко противоречиво:
для нас это одновременно и праздник, и горе. Праздник - потому
что "Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению".
Горе, потому что мучениям предали Иисуса мы. Та же двойственность
- и у пророка: "Мы думали, что Он был ... наказуем ... Богом"
- ведь эти слова отрицает Бога как виновника Голгофы, виноваты
мы - "Он изъязвлен был за грехи наши"; но сразу вслед
за этим вину принимает на Себя и Отец: "Господь возложил
на Него грехи всех нас" (Ис 53 4-6).
А все дело в том, что Иисус на кресте молился: "Отче! прости
им, ибо не знают, что творят" (Лк 23 34). Мы знаем Его слова
о всемогуществе молитвы, о том, что Отец даст все - и значит,
была исполнена и эта молитва? Да! Умом в это трудно поверить -
но чувство говорит нам: да, несомненно, прощены все, кто распял
и продолжает распинать Иисуса. Даже в самую неприятную в этом
отношении эпоху церковной истории - средневековую - когда считали,
что евреи обречены нести проклятие за Голгофу, за тот крик на
площади, и то все-таки довольно точно освобождали от ответственности
и себя, и родственников римлян. А уж теперь, когда восстановлен
Израиль - ясно, что прощен был и еврейский народ, и дом его наполняется,
что прощены действительно все. Вина на нас - но она прощена, и
поэтому мы можем праздновать и чувствовать себя и у самого подножия
Креста прежде всего спасаемыми, а уже потом - с некоторым напряжением,
воображением, усилием - и нехорошими людьми, которые тоже "как
бы" несут ответственность. Усилие требуется именно для того,
чтобы преодолеть реальную силу Божьего прощения и немножечко,
скажем - не умаляя, а, напротив, подчеркивая силу нашего смирения
- поактерствовать. Ибо, конечно, после Божьего прощения мы можем
только играть роль виноватых.
Именно исполненная молитва Сына Отцу, молитва, совершившаяся
две тысячи лет назад, стала причиной путаниц и парадоксов. Авторы
фантастических рассказов о путешествиях во времени часто спорили
о том, возможен ли парадокс времени, если человек, попадая в прошлое,
к примеру, убивает своего деда, то появится ли он сам на свет?
может быть, в миг убийства он тут же исчезнет, потому что разорвет
причинно-следственную связь? И мы, когда глядим на пророчества
Ветхого Завета, являемся свидетелями именно такого хронологического
парадокса. Ведь Бог - создатель времени, и Его прощения оказалась
простерто не только вперед, в будущее, но и назад, в прошлое.
Иисус помолился о прощении - и Исайя получл откровение о том,
что грехи человеческие возложены будут на Спасителя Богом, а не
людьми. Ибо прощение - настоящее, Божье, а не человеческое (всегда
несколько маломощное и условное - мы "забываем" грех,
это самое большее, на что мы способны) - заключается именно в
том, что грех снимается с нас и принимается Богом на Себя. Так
грязь стекает с наших рук в умывальник - причем умывальник не
превращается от этого в помойник. И вот это "снятие",
"принятие" - для людей в лучшем случае метафора, а для
Бога - реальный акт. Он не просто провозглашает Себя "виновником"
- Он им становится, хотя в совершенно определенном отношении Он
- не виноват, потому что не Он вколачивал гвозди, не Он выносил
приговор, не Он изобретал смертную казнь, не Он предавал Иисуса,
не Он, в конце концов, изобретал ослиную упряжь, и не Ему нужны
ослица с осликом. А все же апостолы, вслед за Христом, повторяют:
"Они нужны Господу" - потому что вскоре прозвучит молитва
о прощении, и все изменится не только в будущем, но и в прошлом
спасаемого мира, который из распявшего Христа превратится в спасенный
Христом.
1990-е гг.
|