Мф 21, 5 Скажите
дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом
осле, сыне подъяремной.
Ио 12, 15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет,
сидя на молодом осле.
№129 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Следующая (дополнительная) фраза у Иоанна. Иллюстрации.
В 11 главе Марка при описании входа в Иерусалим опущено (как у Мф и Лк) воскрешение
Лазаря. Атмосфера тревожная - опасность зреет. Мк. 11.2. В Мф дана цитата из Зах.
Мф упоминает еще и ослицу. Иоанн говорит, что был осленок - мать была нужна, чтобы
осленок шел. Иоанн уп., что ученики не поняли связи с Захарией, а народ сбежался
из-за Лазаря. “На котором никто не сидел” - условия для посвящения Богу (Числ
19,2). О том же - рождение от девы и похороны в новой могиле. Об осленке: торжество
в разгар войны. Далее в пророчестве - о победе - явится над ними Господь, и как
молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет
в бурях полуденных” (9 14). Зах 9, 8-9:
“И Я расположу стан у дома Моего против
войска, против проходящих вперед и назад, и не будет более проходить притеснитель,
ибо ныне Моими очами Я буду взирать на это. Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй,
дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий,
сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».
Не следует преувеличивать
восторг толпы - описываются действия учеников. И, во всяком случае, это не все
жители Иерусалима. Это хорошо видно у Мф, где противоположен “город” и “народ”:
“21.10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто
Сей? 11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.”
*
Жуткое русское выражение: "Оставь меня в покое" - в смысле, "уйди".
"Покой" - то же, что "мир" (этимология чуть различна - "покой"
от санскритского "радость", "мир" - от древнеиндийского же
"митрас", "друг" - отсюда и "милый". Как можно радоваться,
если нет другого? "Мир всем!" "Идите с миром" - это не "проваливайте",
"оставьте меня в покое", это - "Расходясь, не расходимся!"
Но человек искушается понять жизнь как "покойся с миром" - то есть,
как смерть. Смерть воспринимается как высшая власть. Да так и в быту: владелец
предмета тот, кто может его безнаказанно сломать, попортить. Отсюда агрессия -
достижение своей цели через манипуляцию другим человеком, вплоть до уничтожения
другого. И вот Бог - единственный настоящий Господин, Который один имеет право
(и, строго говоря, должен!) уничтожить человечество. Именно Он, однако, поступает
прямо наоборот. Человек пытается уничтожить Бога - не физически, конечно, но поклоняясь
Богу лишь как своему, человеческому образу и подобию. Худший вид идолопоклонства
- видеть в Бога деспота, сурового родителя или разболтанного, равнодушного к ребёнку
облысевшего богемщика. Это уничтожение Бога, манипуляция Им. Если так обращаются
с человеком - человек плюнет, развернётся и уйдёт. Или не плюнет, но уйдёт. А
Бог - не уходит, "не отступает", как сказано в молитве Златоуста, а
продолжает творить всё для спасения нас, манипуляторов. И в конце концов, сидя
на ослёнке, въезжает в ликующую толпу. Тот, кто должен всех построить, всех осудить
и уничтожить - отдаёт Себя на уничтожение. Соглашается: распинайте Меня, только
не распинайте более никого.
|