Мф. 21, 20 Увидев
это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
Мк. 11, 21 И, вспомнив,
Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
№130 по согласованию. - Стихи: предыдущий
- последующий.
Мф. и Мк. тут расходятся: Мф. говорит, что смоковница засохла сразу, Марк ограничивается
странной фразой про то, что ученики слышали сказанное - а что, они могли не услышать!
- и переходит к рассказу об изгнании торгующих из Храма. Потом уже он описывает,
как утром, проходя мимо того же дерева, Петр удивляется тому, что смоковница засохла.
Литература! Обычный для античной литературы (и не только для неё) прием: разорвать
повествование для большей драматичности. Для кого патетично всё, выходящее за
рамки газетных репортажей, тот сочтёт это искусственным. Что ж: либо не привыкай
к газетам, либо не читай Евангелие.
Любопытно, что иногда видят противоречие между тем, что Мф. говорит о смоковнице как засохшей "немедленно",
и рассказом Мк. Классический образец добавления в текст своего: ведь Марк не говорит, что смоковница засохла
не сразу или засохла утром. Он говорит о том, когда ученики заметили, что смоковница засохла. Кстати,
евангельское "немедленно", как это бывало и бывает до сих пор у восточных людей, не стоит понимать
слишком буквально.
То же слово в Деян. 16, 33 употреблено по отношению к событию, которое очевидно
произошло не вдруг: надзиратель, стороживший Павла, уверовал и "немедленно"
крестился сам и домашние его крестились - а потом уже приводит Павла домой. Ясно,
что домашние были дома, там и крестились, а не в тюрьме, так что "немедленно"
тут обозначает просто логическую последовательность.
Кстати, не исключено, что не Марк разорвал повествование, а Матфей - сжал.
Ну и какое это имеет значение?
|