Мф. 22, 42: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов
Мк. 12, 35: Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
Лк. 20, 40 Он же сказал им: 41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
№133 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Вполне по-еврейски было бы ответить на такой вопрос вопросом: "А почему у Христа должен быть отец?" Утверждение: "У каждого человека есть отец" является всего лишь обобщением многолетних наблюдений. Что уж говорить об аксиоме "Машиах, Спаситель - человек". Конечно, не Иисус выдаёт за аксиому часто повторяющееся явление. Уж Он-то лучше всех знает, что либо не у всякого есть отец, либо Отец - не всегда человек, так что даже называть такого Отца отцом можно лишь условно. Как отделить Бога - Отца Спасителя от Бога - Отца всех людей, если в обоих случаях налицо метафора, обозначение необозначаемого (точнее, двух одиноково не поддающихся обозначению, но различных по сути явлений) через сравнение. Если бы Иисус пришёл вправить людям мозги, Он должен был бы, конечно, начать разъяснительную работу. Это было бы не так уж трудно, абстрактное мышление было у Его собеседников превосходно развито (возможно, им мешало именно то, что оно было развито лучше прочих способностей). Ведь "сын" тут означает, разумеется, "потомок" - через тысячу лет наследник предка, а не сын в биологическом значении. Только гибель людей не в искривлённости мозгов, а в искревлённости сердец, так что и спасение - не в интеллектуальном совершенствовании, а в изменении сердца. К сожалению, чтобы изменить сердце ближнего к лучшему, обычно нужно самому быть готовым к худшему. Сострадание исцеляет, зависть губит. Крест может пробить гордыню, трон или профессорская кафедра лишь обозлят. |