Яков Кротов
Мт. 26, 58
Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел
со служителями, чтобы видеть конец.
Мк. 14, 54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора
первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.
Лк. 22, 54-55 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр
же следовал издали. 55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел
и Петр между ними.
Ио. 18, 15 За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик;
ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. 16 А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который
был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра.
№152 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Первые
три евангелиста разногласят между собою равно так, как и должны разногласить три
журналиста, описывающих одно и то же событие по репортажу, который написал только
один из них (либо кто-то четвёртый). Лука переставляет весь эпизод поближе к предательству
Иуды, - это не ложь, а литературный приём, выявляющий духовную перекличку двух
событий. Матфей добавляет мотивацию Петра - "чтобы видеть конец". Пётр,
возможно, и сам такое мог сказать, ведь он-то уж точно не журналист. Саркастический
ум заметил бы Петру, что всё-таки пытки и казнь - не аттракцион, что надо бы сказать:
"Чтобы сострадать Иисусу до конца". Но кто сострадает, не имеет сил
описывать своё сострадание.
Самое, конечно, интересное, у Иоанна, который упоминает, что был знаком с первосвященником
и поэтому смог провести Петра во двор и сам прошёл в зал заседаний. Для русской
психологии, привычной к жестко иерархическому государству, милитаризованному и
бюрократизированному до предела, где каждый прежде всего госслужащий, государев
холоп, дружба с вышестоящим всегда окрашена в патерналистские тона, дружба "сектанта"
с архиереем (в этом стихе "первосвященник" - именно греческое "архиерей")
кажется фантастикой. Что тогда означает "дружить"? Почему эту дружбу
Иоанн не использовал раньше? Но Израиль - страна куда более нормальная, родовая,
семейная. Что отнюдь не смещает загадку в другую сферу: как можно распять родственника,
друга. Уж что-то, а это хорошо знает и русский человек по опыту своей собственной
жизни. Знал это и Иисус (Мф. 10, 36). В России семья
часто воспринимается как последнее убежище от государства, но вообще-то это для
семьи эта функция не основная, даже случайная. В нормальном обществе скорее наоборот:
государство защищает человека от гордыни и пороков родственников, друзей, приятелей.
|