Мф 26 2. вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
Мк. 14, 1 Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
Лк. 22, 1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
№139 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
Два утверждения - и оба сегодня вызывают сомнения. Во-первых, время Пасхи - в других евангелиях оно определяется иначе. Но это полбеды, а беда - очень уж ошарашивает, каким тоном Иисус говорит про Свою смерть. Словно Он собирается в магазин хлеба купить. Как обухом по голове. Конечно, Он и раньше говорил ученикам про будущие Свои страдания (Мф. 16, 21). Однако это всё можно понимать метафорически - ну, душевные там страдания всякие. А "распятие" - совершенно не метафора. К тому же, опять и опять встаёт вопрос: если Ты знаешь, почему Ты не убегаешь?
Ответом, очевидно, является само повествование Матфея. Крайне неудачно эти слова Иисуса отделены от предыдущих началом 26 главы, тогда как они, конечно, завершают 25 главу. Правда, Матфей пишет, что Иисус сказал о грядущем распятии после того, как "окончил" проповедь. Но "окончил" не всегда означает "и перешёл к новой теме". Когда окончена образная часть басни, следует мораль - так и здесь. Слова о Кресте - это то, к чему подводили все предыдущие притчи, которые ведь говорили об одном: ждите! не расслабляйтесь сейчас! напрягитесь! Поэтому эти притчи - вовсе не о деятельной жизни (которая, конечно, сама по себе прекрасна), они о том, что важнее деятельности - о Другом, ради которого оставляется Своё. Подружки невесты отвлеклись от всех забот своих, их дело - ждать. Слуги, которым поручены таланты, тоже ведь - отвлечены от своих дел, у них есть и другие заботы, кроме как пускать в оборот таланты, а тот, который талант в землю закопал, вообще, может, вроде Иосифа Флавия - историк, и ему некогда играть на бирже. Наконец, просто добрые люди, которые выкроили время сходить к нуждающимся - они ведь тоже выпали из обычного течения собственной жизни в жизнь чужую, жизнь болезненную, страдальческую. Нет, тут не про самореализацию - ни у кого нет призвания маяться ночью в тёмном коридоре, или заниматься не своим делом, или в тюрьме бублики раздавать. Вот этого и просит Иисус - побыть свидетелями на Его свадьбе с Воскресением, отложить свои таланты, чтобы Он не оказался закопанным в землю навечно, забыть про свои проблемы ради Его проблем.
Много просит, мало получит.
|