Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф 26 23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;

Мк. 14, 20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.

Лк. 22, 21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;

Ио. 13, 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.

№143 по согласованию.

Фразы предыдущая - следующая.

Иисус определяет предателя как того, кто макает хлеб в одну соусницу с Ним (харойсес, харосет - горький соус, символ Исхода). В Европе с XVI века цивилизованность стала определяться как избегание подобных контактов. Соусом поливают кусок на своей тарелке. Прежняя вольность остается в силе разве что для совсем близких людей, и то в самой крайней ситуации. Поступок Иуды поэтому воспринимается сегодня как особо подлый (Кузнецова, 2000, с. 265), хотя Иисус такого смысла в Свое определение вовсе не вкладывал. Потому что, коли уж на то пошло, дышать одним воздухом с Иисусом - уже честь, которой никто не заслуживает и которой каждый пользуется.

*

"Обмакну" - "бапто", это ровно то же слово, которое означает крещение ("окунуть"). Разница между сыпучим продуктом и водой, действительно, не так уж велика для человеческого глаза, и поэтому мысль о том, что вода состоит из мелких частиц более естественна, чем предположение, что из частиц состоит стекло или дерево. Человек, окунувшийся в воду, становится прежде всего не чистым, а мокрым (чистым может и не стать - вода и грязь разные бывают), как хлеб, окунутый в соль, становится солёным. Потом человек высыхает... Вот эта сухость и ведёт к предательству. Чтобы не засохнуть, нужно окунаться в Дух ("крещение Духом") - который уж и вовсе, кажется, не состоит из частиц и не может прилипнуть к человеку. Однако, в реальности именно Дух плотнее всего соединяется с человеком. Вода высыхает, вилки и ложки, которые прилипают к некоторым людям, отпадают, а Дух - нет, ведь Он проходит внутрь человека.

*

Иисус не хотел прямо показывать на Иуду. Он играл. Ведь, вполне возможно, в солонку тоже лез не один Иуда. Иисус именно хотел заставить всех апостолов понервничать. Видимо, только Иоанну Он добавил так, что другие апостолы не услышали, что предатель - не только один из тех, кто макает хлеб в соль, но именно тот, кому сейчас будет выдан почётный кусок.

Иисус своего добился: христиане до сего дня нервничают, и если христианин не беспокоится, не предаст ли он Иисуса, то это недоделанный ещё христианин. Спокойствие! Конечно, можем предать - как смогли уверовать. Только если вера в Христа - одна, то предать Христа можно ужас сколькими способами.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова