Яков Кротов
Мт. 26, 51
И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку,
извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
Мк. 14, 47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил
раба первосвященникова и отсек ему ухо.
Лк. 22, 50 И один из них ударил раба первосвященникова,
и отсек ему правое ухо.
Ио. 18, 10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и
ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было
Малх.
№149 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Четыре евангелиста иногда - четыре темперамента, четыре типа журналистики.
Только Иоанн упомянул имя апостола, напавшего на солдата во время ареста
Иисуса - то ли из любви к точности, то ли из уважения к Петру, то ли, наоборот,
чтобы бросить на Петра тень. Дерётся, словно маленький! Впрочем, Иоанн
упоминает и имя раба, и позднее отметит, что Петр предал Христа, беседуя
с родичем Малха. Только Лука описал исцеление несчастного солдатика - может,
потому, что был врач и любил описывать исцеления. А возможно, нужно спрашивать
не "почему Лука упомянул о чуде", а "почему другие евангелисты
умолчали о чуде?" Бывает такое странное - а иногда страшное - молчание,
очень многозначительное. И по сей день большинство христиан не прочь умолчать
о том, что Иисус повёл себя как абсолютный непротивленец и, более того,
как юродивый, размазня, зюзя. Добром за зло... Кстати, перекличка с Мф.
5, 39: там Иисус говорит об ударе в правую щёку, а тут Пётр
как раз и попадает по правому уху. Может, Пётр и был тем левшой,
к которому конкретно и заблаговременно обращался Спаситель? Появись Иисус
с Петром в московском метрополите году эдак с 1994 и до наших дней - потребовали
бы у них милиционеры документы с пропиской, прописки бы и денег у них не
оказалось бы (деньги ведь у Иуды остались), внешность восточная (всякий,
называющий ближнего своего "чернож...ым", хулит самого Христа).
Пётр полез бы драться, сломал бы милиционеру нос, Иисус бы милиционера
вылечил, но к патриарху бы Его не довели, забили бы насмерть в "обезьяннике".
И никакой Голгофы, кроме дозволенной начальством!
*
"Неважно
количественно, что лишь одно ухо отсёк своим мечом Петр ... Важно, что событие имело место: меч был обнажён
и использован" (Лисовой Н. Предисловие. В кн.: "Миротворчество в России: Церковь.
Политики. Мыслители" (М.: Наука, 2003. С. 6). Что Спаситель сказал Петру вложить меч в ножны - Лисовой даже не упоминает. Спорить с таким пониманием Евангелия бессмысленно: оно основано на логике симпатической магии, которая не основывает своё поведение на реальности, а подыскивает в реальности аллегории, соответствующие своему поведению, своим убеждениям. Поэтическая сила организма работает в полную мощь, только на холостом ходу, потому что агрессивность человека обрезает настоящую связь с реальностью так же, как Пётр обрезал ухо бедолаге Малху. Иисус исцеляет Малха физически, Петра - словесно. С фанатиком приходится труднее даже Богу. |