Мф 27, 20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
Мк. 15, 11 Но первосвященники возбудили народ [просить], чтобы отпустил им лучше Варавву.
№156 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
Примечательно, что у Луки и Иоанна этой фразы нет - она должна была бы стоять между 17 и 18 стихами Лк. 23 и 39 и 40 стихами Ио. 19. Мы слишком мало знаем о жизни тогдашней Иудеи, чтобы представить себе, как это происходило, и точно ли происходило. Пилат обращался к народу публично - а первосвященники тоже обратились к народу публично, сразу после Пилата? Или имеется в виду, что они агитировали толпу ранее, предвидя трудности или просто на всякий случай?
Впрочем, самое важное другое: а как это так - "возбудили"? Техника возбуждения? Это только задним числом легко писать, что Гитлер якобы возбудил немецкий народ благодаря своим необычным проповедническим способностям. На самом-то деле это немецкий народ долго искал кого-нибудь вроде Гитлера и уцепился за Гитлера из-за отсутствия хоть кого-то более приемлемого. Толпы влюблялись и в Ленина, и в Сталина, да много их, фаллоимитаторов и резиновых кукол, жертв возбуждения, а не причины возбуждения.
А что такое нужно было бы сказать толпе, чтобы она возненавидела Христа? Можно предположить, что Иисуса изобразили осквернителем национальных святынь (Храм хотел разрушить). Но это всего лишь предположение. Во всяком случае, не стоит (как это подчас делали) заявлять, что толпе очень понравился Варавва. В оригинале Мк. 15, 11 стоит словечко "маллон" - то же, которое в Мк. 5, 26 означает "скорее уж": врачи не только не помогли больной, они "скорее уж" её разорили. Так что Варавва - просто меньшее из зол. Иисус - всегда первый. Как для друзей, так и для врагов. К сожалению, пожалуй, враги даже лучше чуют Его первенство, чем почитатели.
|