Мф 27, 41 Подобно
и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
У Лк. 23, 35: "И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними
и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос,
избранный Божий"
У Мк. 15 31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг
другу: других спасал, а Себя не может спасти. 32 Христос, Царь Израилев, пусть
сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили
Его.
№162 по согласованию. - Предыдущий
стих. - Следующий стих.
Евангелие упоминает, как религиозные лидеры насмехались над Иисусом, а вот
об оплакивании - столь любимом христианскими художниками сюжете - умалчивает.
Что над Иисусом плакали - ясно без слов, а вот что над Ним смеялись - это было
вовсе не обязательно. Люди власти любят серьезность и не любят смеха. Они умеют
распинать без шуток. Люди власти любят запрещать смех и юмор, называя их "насмехательством",
"издевательством". Да, смех часто - нездоровая реакция, отторгающая,
агрессивная, но это нездоровая реакция на нездоровые обстоятельства. Связанный
по рукам и ногам человек может либо заплакать, либо засмеяться над связавшими
его. Тем это ужасно неприятно. Они забывают все разговоры про доброту, терпение
и умильность - точнее, продолжают вести эти разговоры, а сами используют всю мощь
закона и беззакония, полиции и холуев, чтобы заткнуть рот тем, чей смех показывает:
их власть не абсолютна. Сильные мира сего запрещают смеяться и злиться, но как
сами - при встрече с чем-то, что их превосходят - реагируют именно так, именно
патологически, потому что на вершинах власти либо не учатся тому, как быть подлинно
смиренными, либо скоренько забывают это умение. А у креста они столкнулись именно
с этим - с единственно истинной реакцией на их насилие и ложь. Иисус ответил не
иронией, не смехом, но и не слезами. Он ответил молитвой.
20.8.2004 |