Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф 27, 42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;

У Лк. 23, 35: "И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий"

У Мк. 15 31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. 32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

№162 по согласованию. - Предыдущий стих. - Следующий стих.

"других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий". Говорящие так уверены, что легче спастись, чем спасти. На этом основано любое неверие, даже самое доброжелательное: может быть, Бог и есть, даже наверное есть, но именно поэтому я не буду ходить в церковь, публичность - слишком тяжело, каждый только за себя может ответить, коллективизм и показная молитва противоречат существу веры, а надо спасать себя. В глубине сердца, в тишине комнаты. Но живому существу тем легче спасти других, чем выше оно организовано, - и тем труднее спасти себя. Бактерия не может спасти другую бактерию, но сама спасется легко. Человек легко заслонит другого от пули, но как он спасется от пули, если его никто не заслонит? Чтобы спасти другого, необходима готовность пожертвовать собой. Чтобы спасти себя, необходима готовность пожертвовать другим. Но чем более живое существо приспособлено и открыто для коммуникации (а именно для для человека - критерий совершенства), тем менее оно может быть готово пожертвовать тем, без кого коммуникация невозможно. Иначе в конце концов можно всеми пожертвовать и остаться в пустоте. Бактерия это легко перенесет, человек перенесет это с трудом. Что уж говорить о Боге? Христианин знает о Нем то, чего не знал древний язычник, который предполагал, что чем совершеннее божество, тем оно равнодушнее к людям, тем менее оно в нас нуждается. Бог именно потому не может спасти Себя, что хочет спасти нас.

27.8.2004

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова