Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги


 

Ио. 1, 18. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

№2 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.

В 18 стихе 1 главы Евангелия от Иоанна в одних древних рукописях (папирусах второго века) Иисус назван Богом, в других, более поздних (четвертый век) - Сыном. Забавно, но "Сыном" могли назвать Иисуса и  те, кто видел в Нем только человека, и те, кто видел в Нем Богочеловека (ведь Он назван "единородным Сыном" Бога). В реальной жизни мы судим очень о многих людях -- даже о большинстве - по их сыновьям. Я не знаком с Рюриком, а вот с парой Рюриковичей знаком.  О моем отце судят, увы, по мне. Иисус подбадривает: кто видел Меня, тот видел Отца. Другое дело, что Он говорил это тем, кто и так уже верил в Единого Небесного Отца. Может быть, все люди сегодня делятся на тех, кто сперва открывает для себя Христа, а потом уже Бога -- Отца, которого не распять, который неописуем - и на тех, кто сперва открывает для себя Творца, многие годы живет с этой верой, пусть даже именуется христианином, и лишь постепенно понимает, насколько Иисус отличен от Отца, отличен для меня.

 Иисус "явил" Отца, которого никто никогда не видел. По-гречески "явил" -- "эксегесато" - отсюда слово "экзегетика", "прояснение", "изъявление" Библии (и та же приставка "экзо" в названии химических реакций). Вообще-то глагол означает буквально "изводить", "выводить". Иисус вывел людей к Богу -- или Иисус вывел Бога к людям? Вопрос, имеющий значение лишь в очень восточной системе координат, при которой важно, кто кому навстречу подымается. 
27.9.2000

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова