Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги


Ио 4, 11. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

№32 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.

Действительно, откуда у Иисуса что бы то ни было? Всё отдано людям. Всё, что даёт - не от мира сего. Даёт хлеб - но и он наш, человеческий, а Он даёт Себя. Тайная вечеря, конечно, есть и та трапеза Софии, о которой говорится в Притч. 9. Для моралиста древнего Израиля Премудрость - в том, чтобы есть свое, а глупость - в том, чтобы угощаться чужим. Глупость скудоумному сказала : "Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен" (9, 16-17). Для христианина все наоборот: Причастие есть угощение абсолютно Чужим, угощение от Творца, Который уж куда как чужд творению. Мудрость - это самарянка, которая из своего колодца берет воду и других поит; Иисус поступает глупо с точки зрения обычных мудрецов, когда просит у самарянки пить, и втройне глупо, когда предлагает ей пить, не имея воды. Так мудрость человека встречается с юродивой глупостью Бога. Попытка самому прожить и других напитать "своим" - вот мудрость, софийность, гнозис, аскеза, самосовершенствование, но - задачи не решает. Во всяком случае, задачи основной. Можно умереть мудрецом просветленным, тихим, с длинной белой бородой. Но - умереть. А задача - не умирать. Автор притч говорит о жертвах глупости: "в глубине преисподней зазванные ею" (9, 18). А где Иисус? разве Он не был в преисподней? Разве следующий за Иисусом минует гроб? Нет - но подымается из гроба.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова