Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги


Ио 9, 6. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому.

№101 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Другой пример слюны - Мк 7.33. Считалось вообще, что слюна целительна, особенно для глаз (Плиний, рассказ у Тацита об ичцелении слепого слюной Веспасиана). Иисус шёл навстречу общему мнению - и чтобы завоевать доверие слепого - а вообще то была пустышка - (“пустышки”, плацебо в духовной жизни — почти все, чего мы просим у Бога и что получаем), но не придавал им сверхъестественного значения. Фактически-то исцеление совершилось лишь после омовения в Силоамской купели. Исцеление вознаграждает даже не страдание, а послушание — пошел и сделал. (Феофилакт: брение - словно творение человека из глины, то сказал, что был прежде творения Адама, а теперь показывает). Глаза слепого открыты - он как бы видит - Иисус их замазывает: пусть лучше не будет иллюзии зрения, пусть видно будет, что слеп. Не надо делать хорошей мины при плохой игре.

*

Болгарский свящ. Павел Стефанов заметил в проповеди 2009 года, что большая разница: плюнуть на землю или плюнуть в глаза. Плевок высокомерный, агрессивный – и плевок смиренный. Одни плюют на окружающих, потому что считают их слепыми идиотами, Один плюёт на землю, лишь бы исцелить слепоту.

В большинстве древних культур слепота считалась признаком духовной прозорливости. Убыло в одном, прибудет в другом.  Гомер слепой, Дидим Слепец (богослов III века). Евангельский слепец явно умнее окружающих. Однако, духовная прозорливость сама по себе не такое уж счастье, и слепой с радостью обменяет видение тайн неба и земли на видение кино и помойки. Христос пришёл не для того, чтобы люди увидели Бога, а чтобы люди увидели друг друга.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова