Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги


Ио 11, 9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;

№116 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.

Чего Иисус никоим образом не говорит, так это, что спотыкаться - плохо. Он не утверждает, что надо избегать ходить ночью, чтобы не спотыкаться. Ещё Иисус не говорит, что на Него не подымут руки, что Его не убьют. Иисус сравнивает - как сравнивал Бога со светом свечи, которая помогает хозяйке найти потерянную монету. Тут сравнивается Бог с Солнцем. В Апокалипсисе о святых говорится: "И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их" (Откр 22,5). В посланиях Иоанна вообще штамп - кто с Богом, тот "в свете". "Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме" (1 Ио 2,9). День и ночь - не астрономические. Гефсиманская ночь для Иисуса - день, потому что Он не изменил Отцу, Он страдает - но показывает Свою боль Отцу, не упрекая Его. Распятие - не спотыкание. "На руках возьмут Тя, да не когда преткнеши о камень ногу Твою". Иисус "преткнулся о камень"? Нет! А вот торжественно шествовавшие Пилат, Каиафа, Анна, - с точки зрения неба это хромые, спотыкающиеся люди.

Грешника могут нести в паланкине рабы, могут везти в роскошной машине с таким плавным ходом, что бокал вина с капота не упадёт, - но это иллюзия, на самом же деле это тряская переваливание из одной колеи в другую. Потому что где роскошь и рабы, там ночь. Это лишь в притче - как у Стивенсона в истории о Джекиле и Хайде - день и ночь сменяют друг друга, а в реальности человек сам выбирает, уходит ли он в ночь или ходит во свете.

Апостолы думают о том, какие плохие враги Иисуса, в каком они пребывают мраке. Иисус думает о том, как бы не завести апостолов во мрак, как увлечь их за Собою в свет. Как бы ни было темно на душе, день всегда - рядом. Он не неподвижен. Ночь - неподвижна, день же всегда танцует как солнечный зайчик, он зовёт за собой. Ведь ночь ненависти и греха - это антивремя, это стоячее ничто, а день Света Божия это стремительное движение в вечности, за ним нужно поспевать. Иисус не спешит умирать, Он вообще не спешит, Он просто движется быстрее, чем Земля.

Следовать за Иисусом - всегда стремиться к полудню и никогда не быть с Ним вровень. Отвернёшься - безо всяких усилий бухнешься в полночь и в ней застынешь. Иисуса надо догонять - лишь тогда будешь успевать за Ним следовать, но никогда с Ним не соединишься вполне, Он останется Собой. Тьма сама тебя догонит, едва заснёшь, и станет тобой, потому что сама по себе она - ничто и никто.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова