Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги


Ио, 14, 9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

№146 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Прошло две тысячи лет, и сейчас мы просим Отца показать Сына. Особенно подзадоривают рассказы людей, которые видели Иисуса. Или рассказы о таких людях.

Правда, кто знает людей, видевших Иисуса как видел его апостол Павел, знают, что особенно завидовать тут нечему. Эти люди так же не стали какими-то сверхчеловеками, как не стали ими апостолы, видевшие Преображение, как не стал сверхчеловеком апостол Павел. Обычные люди, в общем-то. Пожалуй даже, чуть обычнее обычных. Не "примитивнее", а словно спокойнее. Этим их легко отличить от несчастных, которым "показалось". Те - взвинченные, только о своих "видениях" и говорят. К тому же, "настоящие" видели Иисуса один-единственный раз (почему-то мне известны лишь такие случаи), а у чемпионов это прямо серийное какое-то счастье.

Совершенно разумно возобладала традиция не видеть Иисуса, а показывать Его - "подражать Иисусу" означает ведь являть Иисуса другим. Потому что если я "подражаю Иисусу", а окружающие видят во мне хама и агрессора, то, наверное, я как-то уж слишком внутренне подражаю.

К тому же "подражание Иисусу" это обычно подражание Его бедности, терпению, кротости. Что правильно, однако, мы сами неужели хотели бы жить среди князей Мышкиных? Но зачем? Неужели во мне такие садистские наклонности, что мне нужен мир, где их бы все терпели и прощали? Нет. Так и другие, наверное, чего-то другого ждут от меня. Что у меня за искажённое восприятие мира, если я полагаю, что вокруг одни хищники, которым от меня нужна пассивность и кроткое согласие быть замученным и съеденным?

Иисус, конечно, призывал видеть Себя в несчастных, голодных, заключённых и умирающих. Но, может, потому и призывал, что это - трудно? А вот к чему не призывал, потому что это - нетрудно: видеть Бога - и Отца, и Сына - в здоровых и счастливых людях. Почему-то считается естественным видеть Бога в красивом пейзаже, а вот в красивом человеке - не только не естественно, но даже и не вполне прилично. Как же, грехопадение-с! Так грехопадение это как грязь на оконном стекле, так что ж теперь, в окно не вглядываться? Наоборот, вглядываться, прилагать усилие! А за этим и второй шаг - если угодно рассуждать в терминах духовного пути: видеть в больном, несчастном, голодном человеке Бога не только сострадающего, сораспинаемого, но и Бога в Его славе, величии, гармонии и радости.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова