Лк. 1, 18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
№4 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Кузнецова полагала, что эти слова Захарии - от маловерия. Верил "вообще", а в конкретные подарки от Бога не верил, поэтому просит подтверждения. Веровал бы крепко, подождал бы месяца четыре (месячных у Елисаветы и так не было) и всё бы увидел.
Стоит заметить, что скепсис Захарии не так уж велик. Он не сомневается в успехах своего сына - какой отец усомнится, ведь сын есть реализация наших мечтаний о себе! Захария сомневается всего лишь в возможности его рождения. Между тем, скажем прямо, вероятность нарушения биологических законов намного выше (хотя и невелика), нежели нарушение законов психологических. То, что Предтеча многих обратил - очень странно. Только атеистам кажется, что верующие - это такие дебилы, которых помани пальчиком, и побегут за любым крысоловом. Нет - верующий очень даже требует доказательств, только доказательства особого рода, потому что речь идёт о будущем особого рода. Весь Ветхий Завет - история "подтверждений", доказательств, проявлений силы Божией в самых неподходящих для неё условиях. Все авантюры Авраама - подтверждения. Исход - подтверждение. Но главное подтверждение - самоочевидность Бога. Ей поверил Авраам.
Проблема Захарии - и всех, кто после Авраама - что самоочевидность Бога воспринимается как нечто самоочевидное, естественное. Ну, явился - а это, конечно, явление Бога. Ну, обратился ко мне. Очень приятно, я Тебя слушаю внимательно. Слушаю и помню, каков я, какова моя жена, мои обстоятельства. Вот - религия в самом худшем виде, религия как привычка к Богу. Нехватка? Нет, излишек! Слишком привыкли к невероятному и к тому, что его существование - так, вроде как воздух. Вроде бы есть, но не ощущаем и не беспокоимся. Вот когда буря, тогда заволнуемся... Но когда обещают бурю, требуем объяснений - почему буря? Уже давно все бури прошли! Старенькие мы, немощные...
Доказательством будущей бури является настоящая буря. У Захарии, говоря церковнославянски, внутри "буря помышлений сумнительных". Был бы он такой уж импотент, он бы вопросов Богу не задавал, а начал бы служить благодарственный молебен и готовиться к появлению сыну. А сын-то и не родился бы! Сомнения Захарии не просто "спутники веры", они - доказательство того, что Божье обещание не так уж противоестественно. Есть ещё порох в пороховницах. В ангела - бабах! В жену - бабах! В религию - бабах! Значит, всё в порядке, есть за что зацепиться Чудотворцу.
Есть вера у Захарии - только вера не в себя, а в Бога. Так это и замечательно! Потому в мире мало чудес, что в мире много самоуверенности. Боже, смотри, какой я сильный, накачанный, мощный - давай с Тобой чудо забацаем, я с Твоей помощью гору сверну! В итоге, гора самоуверенности рождает мышь. Если повезёт. Великих же людей - и вообще людей - рождают те, кто сомневается в самой своей способности рождать. |