Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 1, 65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

№8 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Духовная жизнь вся - между "я" и "мы", и никто не может о себе сказать уверенно "вот я", тем более - никто не скажет о себе "мы". Человеческий дух переливается между этими двумя полюсами, а если вдруг перестаёт переливаться и фиксируется в индивидуализме или в коллективизме, то это смерть духовная, именно то, от чего спасает Спаситель. Жизнь человеческая всегда "между", и особенно это проявляется у её истока, который "между" отцом и матерью, между духом и плотью, между вечностью и временем. Рассказ Луки о рождении Предтечи и Иисуса весь пульсирует между предельной интимностью и внезапным выбросом в коллективное - вдруг загудели родственники, зашумели молящиеся в Храме, теперь вот ещё и в соседних деревнях пошли разговоры. Евангелист прекрасно знает, чем кончится - никто из всех этих "рассказчиков" не пойдёт к Ироду требовать освобождения Иоанна, да и мыться к Иоанну немногие пойдут. Лука поступает, скорее, как режиссёр: вот сейчас было бурное действие, а теперь - тихое. "Бурное" - это где ангел и молчание, а где "рассказы" - это тихое, это плавное, это момент роздыха. Такие разговоры - не предвестники бури, "социального движения", напротив - они финал. Пар вырвался и рассеялся, сплетни и пересуды как бы "обмылили" чудо и поместили его внутрь повседневности словно накололи бабочки на иголку и - в формалин. Выражение "был страх" (более мягкое, чем встречающееся также "напал страх") не редкое. В Быт 35, 5: "И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых". То есть, "страх" тут - опасливое скашивание глаз в сторону подозрительного субъекта, Иакова или Захарии. Надо бы его проверить, помять ему бока, а то и просто от него избавиться - ишь, колдун... Но боязно... Пересуды такого рода вполне суеверны, и эти суеверия на руку Богу, потому что останавливают тех, кто иначе бы бестрепетно аннулировал бы необычное, вычеркнув из своей жизни, а заодно из жизни вообще.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова