Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 1, 71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;

№5 по согласованию Фразы предыдущая - следующая.

 

Для кого-то самые трудные и богопротивные места Слова Божия те, где говорится о зле, причиняемом по указанию Творца. Убей вражеских пророков! Зарежь ханаанца!! Как может добрый Бог такие недобрые приказы отдавать? Да и через природу Он что делает - потоп, огненный дождь. Может, Он даже этого и не делал, может, это придумано или ему приписано, но ведь Он не возражает и даже бравирует - мол, захочу, и всех сотру с лица земли, как стирают со школьной доски условия задачи. А глаза такие добрые-добрые...

Ответ известен, хотя и не услышан. Бог не разрешает зло, потому что жизнь вообще не состоит из разрешений и запрещений, разве что в детском саду. Но там - инкубатор, а Каин, Ной, Лот люди вполне взрослые. Другое дело, что взрослые люди описывают жизнь как детский сад (или казарму, что аналогично), а Бога - как помесь воспитательницы с полковником. Вопрос не в том, почему Бог злой, а почему Бог не мешает изображать Себя злым и даже активно этими описаниями пользуется.

Пардон, а какой у Бога выбор? Либо Он молчит в тряпочку, либо Он обращается к нам на нашем языке, а наш язык это язык насилия, детсада, казармы. Другого попросту нет - ну, почти. То, что есть мирного в языке, появилось как раз благодаря Богу и Его, божественной педагогике. Настоящая-то педагогика (божественная и у людей) не в том, чтобы прикрикнуть, шлёпнуть, в угол поставить, а в том, чтобы уметь поговорить с ребёнком на его, ребёнке, языке и при этом самую малость, чуть-чуточку, добавить от собственной взрослости. Библия и состоит из детсадовских "А тут он меня бац, а я ему бах, а он у меня машинку, а я у него куклу, мне марьиванна обещала её..." - и прицепленных к этим страстям крохотным паровозикам, которые тянут, тянут и - вытягивают к "подставь щёку".

Настоящая же незадача не Божья несправедливость и жестокость, а Божья справедливость и попечение о слабых. "Защитит нас от врагов"... Звучит хорошо, но ведь по сути - ровно та же враждебность, только навыворот. Всё равно мир видится весами, где нельзя подняться вверх, не опустив других вниз. Либо-либо.

Евангелист Лука, когда вкладывал в уста Захарии гимн - во славу Христа грядущего, конечно - прекрасно знал, чем кончил сын Захарии (обезглавили, если кто не помнит), чем кончил двоюродный племянник Захарии (распяли, это ведь Иисус был). Ну хорошо, воскрес - но где обещанная защита от врагов? Нетути! И что же тогда больше проблема: несправедливое насилие или несправедливое ненасилие?

Евангелие - о том, что ненасилие всегда справедливо. С этим можно соглашаться либо не соглашаться, но в это нельзя верить или не верить - верить или не верить можно лишь в Отца, Который отдаёт Своего Сына насилию, считая именно такой поступок - идеальной, абсолютной защитой от врагов и от ударов от ненавидящих нас.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова