Лк. 1, 78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
№19 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
«Благоутробное милосердие» - два крайне простых греческих слова, «спланхна» - «внутренности» и «элеус» - «елей», «милость». Никакого сердца близко не просматривается, налицо, если быть автоматом "маслянистые кишки" (автоматический перевод некогда заклеймили за то, что выражение ап. Павла "дух бодр, плоть немощна" было переведено как "спирт отличный, а мясо протухло"). Кишки - чересчур, а различие важное. На день влюблённых дарят сердечки, а на день любви — если бы такой был (к счастью, нет — всякий день есть день любви) — что дарить? Не то, что вы подумали, а малость выше. Речь идёт о той любви, от которой не сердце колотится возбуждённо, а от которой тянет внизу живота, от которой томление, тяжесть ноющая. «Нутро ноет». Речь идёт о той любви, от которой не отвертеться и от которой — в отличие от влюблённости — рождаются дети. Поэтому такую любовь можно считать родительской, и в древности считали — Златоуст, комментируя слова апостола Павла «одеяться во внутренности» (Кол 2,3), понимает их как любовь отца к детям (мать, что характерно для патриархального общества, кажется ни при чём, хотя женское томление по мужчине ничуть не меньше мужского — по женщине). Ну, в эпоху противозачаточных средств, а также в эпоху, когда детки искренне говорят отцам, чего стоит их «любовь», стало ясно, что речь идёт всё-таки именно просто о любви. К счастью, и родители могут любить своих детей именно такой простой любовью, неодолимой, тянущей, ноющей... Конечно, первоначальное значение слова было достаточно уже окутано поэтическим, но всё же, когда Павел говорит: «Томлюсь о всех вас нутром Иисуса Христа» (Фил 1,8) — Иисус ведь не отец, Он — брат, любовь Его — любовь равного. «Эпипотхо» - жажда, томление, в общем, опять всё та же непреодолимая тяга, которая может упереться в стену, но не может перестать упираться, давить, ломиться. У кого мании и фобии, пусть от них избавляется, - как ни физиологично происхождение этого образа, то, что обозначено не есть физиология, а есть само пространство любви, и на этом пространстве уже строятся всякие оттенки.
См. Библейский словарь. |