Лк. 2, 20 "И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было".
№12 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Со строго научной точки зрения, ничего особенного не произошло. Да, пастухи слышали, что гараж превратился в роддом - и они это увидели. Но увидеть в этом подтверждение первой половины сказанного - что это Спаситель, Христос - нелогично. Поэтому вера и называется верой, а не логикой. Вера - не антилогика и не сверхлогика. Вера - это вера. Доверие в кубе. Не абсолютное доверие - ведь пастухам было дано знамение, они пошли и проверили. Однако, во-первых, пастухи поверили себе - что у них не галлюцинация, в квадрате, пастухи поверили другим - что им не устроили спектакль с искусно разыгранным видением ангелом и подстроенным новорожденным в хлеву, в кубе, пастухи поверили младенцу. Это лишь кажется, что все младенцы ангелы! Все младенцы - люди, человеки. Умиляться им можно и нужно, кормить - обязательно, максимально быстро из хлевов и детдомов помещать в человеческие условия - непременно, но видеть в младенце Спасителя, Мессию - ни в коем случае нельзя! Ну разве что это действительно Он...
"Славить" и "хвалить" тут, конечно, синонимы, но в современном русском языке различие понятно. У хвалы должна быть причина, слава без неё обойдётся. Слава либо за всё, либо - ограничимся хвалой. "Славя и хваля" соотносятся друг с другом как "слышали и видели". Видевшему больше веры. Поэтому древнерусское "послух" вытеснилось "свидетелем". Мало ли, что ты там слышал! Слуховые галлюцинации и повреждения распространены больше зрительных. Вот ангелы - они Бога хвалили (ст. 13), п.ч. ангелы Бога видят - невидимые Невидимого. А люди - ну, конечно, невидимый в человек Дух Бога видит и, соответственно, знает, что Бог невидим, так и хвалит, но всё же 99% обезьяньего имеют своё, поэтому человек больше слышит Бога. Так и любовь опознаётся не по тому, что человек видит красоту, где другие видят обычное лицо, а по тому, что человек слышит "да" там, где другие слышат "нет".
Три реакции на происшедшее с пастухами словно символизируют три ипостаси каждой личности. Случайные свидетели "дивятся", вежливо восторгаются (ст. 18), главный участник "сохраняет всё в сердце своём" (ст. 19), переносчики информации "славят и хвалят" (ст. 20). Славить всегда, и именно когда неясно, когда трудно, когда плохо, тогда славить! Славить до того, как исполнились молитвы и чаяния, потом грош цена будет славословию. Славить, когда тревожно за других, славить, когда боязно за себя.
Если только восторгнуться, то всё забудется. Суеверы восторгаются безо всяких последствий. Если ещё славить и хвалить, то память останется, а в действие не перейдёт - ну кто слышал о том, чтобы к Иисус пришёл кто-нибудь из этих пастухов? А ведь по возрасту вполне могли бы! Если только "сохранять всё в сердце" - впрочем, нельзя сохранить всё в сердце, если сперва не удивился (как Мария в Благовещение) и не прославил (как Мария в Визитацию).
Недаром этот рассказ заканчивается славословием. В конце концов, позолота вся сотрётся, иконы исчезнут, книги распадутся в пыль, награды исчезнут, дети вырастет и разлетятся, вся жизнь пройдёт - но если человек славил Бога, он даже не заметит, как перешёл от временного в вечное, от смертной суеты в бесконечную жизнь.