Лк. 2, 27 И
пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы
совершить над Ним законный обряд,
№14 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Иллюстрации.
C тех пор, как христианство из общего дела стало частным, - то есть, примерно
с середины XIX века - христиане начали ценить общинность и довольно пренебрежительно
говорить о "приходане", "прихожанах-захожанах" как проявлении
архаического, средневекового, коллективистского христианства. Мало-де прийти в
церковь, надо еще и понимать, что там происходит, участвовать, общаться с единоверцами...
Верно, однако ради общины отвергать приход - все равно, что ради вина отвергать
виноград. Более того: из хорошего винограда иногда выходит довольно скверное вино.
Старик Симеон, который внезапно появляется в Евангелии на пять минут, чтобы благословить
Иисуса и исчезнуть, не был членом общины. Он был просто прихожанином, причем в
эпоху, когда прихожан вообще не было. Люди приходили в Храм принести жертву, поговорить
о Законе. Но просто приходить неизвестно чего подождать... В одиночку... Тем не
менее, именно этот человек первым узнал в Иисусе - Спасителя, безо всяких ангелов
(в отличие от пастухов). Более того: насколько ветхозаветная церковь была общиной,
настолько она Иисуса отвергла. Коллектив - благочестивый, деятельный, аскетичный,
набожный - не в силах сделать то, что может сделать один прихожанин. Многое из
важнейшего делается в одиночку, максимум - вдвоем. Община стоит на прихожанах
и без них исчезает, превращается в сборище профессоров-теологов или ханжей-активистов.
Бог не приходит ко многим, Он приходит к единице. Но - и здесь неправда тех, кто
ловит Бога у себя подмышками, не выходя из квартиры - Бог приходит к тому, кто
приходит к Богу, приходит по возможности ежедневно, и приходит не духом, а ножками,
ножками, приходит в Дом Божий.
|