Лк 7, 13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
№53 по согласованию - Фраза предыдущая
- следующая. Иллюстрации.
Жалость - чувство не из лучших, во всяком случае, благодаря именно Иисусу жалость опущена до уровня чувств едва ли не подозрительных: если можно любить, зачем жалеть? Однако, жалость отличается от любви тем, что причина любви - в любимом, а причина жалости - вне того, кого жалеем. Жалеют того, кому кто-то третий причинил зло, обидели. Жалость - задача на движение трёх и более тел, любовь - задача на движение двух тел. То, что в материальном мире усложняет задачу, в духовном мире бесконечно её упрощает. Если, конечно, считать любовь сложнее жалости; любящий думает иначе, а со стороны видно, какие трудности он преодолевает любовью. Господь сжалился над женщиной, которая была обижена всей системой социального устройства, в которой живой человек - сын - превращался в подобие пенсионного фонда. Наверное, и тогда бывали вдовы, которые искренне оплакивали своих сыновей, не думая о будущем, но ведь бывали и другие.
Спаситель увидел женщину - понятно. Не сразу понятно, что женщина Спасителя не увидала. Плачущий человек не видит никого. Он слепее слепого, он не видит абсолютно. Людей безрелигиозных всегда очень интересовало, можно ли увидеть Бога "лицом к лицу". На что люди, которые имели несчастье озвучить свой религиозный опыт, выразив его так, словно Бог - говорит, отвечали, что Бог невидим. Это было не очень понятно: как так - "невидим"? Он за стенкой, что ли, сидит? Ничего говорящего и при этом невидимого вокруг людей не было до изобретения граммофона и радио. Когда о Боге пытались выразиться глубже, выходило гаже - плодились изображения божеств не то что с личинами, а просто со звериными мордами. В результате самое большее, чего добился человек от Бога - что Моисей увидел Творца со спины (Исх. 33). Получается не слишком-то честно: Бог видит человека всегда, взгляд этот казнит или животворит, а человеку невозможно увидеть Создателя "и остаться в живых" (Исх. 33, 20). Так ведь всё равно все помрём, так не лучше ли умереть от того, что увидел настоящее Лицо?
Бог, однако, имеет насчёт нашей смерти и Своего Лица собственное мнение. И вот дохристианское - когда у Бога есть последователи, которые могут видеть лишь Его спину (или следует писать "Его Спину", коли уж в русском языке пишут "Его Лицо"?) сменяется христианством. Бог предстаёт перед человеком - ангел перед Марией, но ведь это одно и то же - и тут уже не человек пытается взглянуть в лицо Божие, а Бог поворачивается лицом к лицу с человеком. Тогда, в раю, Бог спрашивал Адама и Еву, где они прячутся, - теперь Он показывает, что Сам перестал прятаться. Ему нужен взгляд Марии, чтобы стать частью Марии. Можно ли сказать, что женщина, носящая младенца, видит его "лицом к лицу"? Но ведь невозможно сказать, что она его не видит! Материально - беременная слепа, по-человечески же видит своего ребёнка лучше, чем когда бы то ни было потом. Или мы всерьёз полагаем, что Мария лучше видела лицо Сына и Лик Божий, когда Иисус был на кресте?
Так с тех пор и повелось, что "обращение" - это поворачивание человека к Богу. Бог уже давно стоит лицом к нам, осталось повернуться к Нему. Иоанн Предтеча, по меткому замечанию Мацейны, указывал на Иисуса, стоя к Нему - лицом, и в этом предстоянии и было указание. Более того: в конце концов Иисус оказывается в положении Моисея: Он посылает вестников о Себе в мир. и смотрит в спину ученикам, доверяя им видеть ближних лицом к лицу, личностью к личности. |