Лк. 16, 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
№110 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
Притча о Лазаре есть притча. Из неё так же нельзя делать буквальных выводов о загробной жизни, как из предшествующей притче о лукавом домоуправителе не стоит делать выводов о жизни сей и о ведении бизнеса. Посадят! Тем не менее, как в притче об экономе Иисус предполагает, что у слушателей определённый образ дома есть, тут Он предполагает, что у слушателей есть определённые представления о загробной жизни. Эти представления не такие, как в ветхозаветных сочинениях. Прошло пять веков! Тут уже вместо слова "шеол" употребляется "ад", "гадес" - слово греческое, но вошедшее в арамейский язык. Более того, если "шеол" - это серость, это могила, в которой пребывает покойник (и дело, и душа его, одинаково увечные), то "ад" - это более сложное пространство. Иосиф Флавий в "Беседе с греками об аде" писал: "Ад есть подземная область, куда не достигает свет этого мира. Эта область считается местом заточения душ, где их стерегут ангелы, отправляющие им временное наказание, в соответствии с тем, как поступал и каков был нрав каждого". По Флавию, в аду есть "область света" для праведников - "то место, которое мы называем лоном Авраамовым". В аду есть и "вечная тьма". где грешники оказываются "так близко к самому аду", что чувствуют огонь. Но их не бросают в огонь до дня последнего Суда. "Бездна утверждена между ними, столь глубокая и обширная, что праведник, проникшийся к ним состраданием, не может перейти на ту сторону, как и нечестивец, решившийся на дерзкую попытку, не в силах пересечь её" (цит. по: Баккиоки С. Бессмертие или воскресение? Заокская семинария адвентистов: Источник жизни, 2004. С. 232).
Совершенно точно иллюстрирует это Надаль, рисующий и Лазаря с Авраамом, и Адама с Евой. (Ева, кстати, нарисована бок о бок с Адам - точь в точь как Лазарь с Авраамом - и это тоже более точно, чем "на лоне", ведь речь идёт о возлежании за трапезой). Вот тот "ад", из которого "выводит" праведников Иисус. Перекличка между Евангелием и Флавием достаточно велика, чтобы уверенно сказать: учение о чистилище соответствует той картине, которую мы видим в Евангелии. Богач именно в чистилище - в той части, которая примыкает к вечному огню, к "геенне огненной", но сама геенной не является и выйти оттуда - после Христа - возможно. Иисус не какой-то ханжа, который напоминает об ужасах смерти, что взбодрить человека. Мементо, мол, мори. Потом будет поздно! Да, Он звонит в колокольчик - и всё-таки главное Он не скажет, а совершит на кресте, когда спасёт даже тех, кто не мог "перейти" из одной части преисподней в другую, спасёт тех, кто не мементал о мори, спасёт, потому что Бог хочет спасти всех нас, ротозеев. |