Лк. 16, 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже
доброе твое в жизни твоей, а Лазарь -- злое; ныне же он здесь утешается,
а ты страдаешь;
№110 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
"Злое" - не что-то злоумышленное. Никто специально Лазаря не щучил и не унижал. Не был он и плохим человеком, но не был и каким-то Иовом, добродетели которого Бог разрешил подвергнуть испытанию. Это всё редкие крайности, а в обычной жизни и богачи редко по заслугам богачи, и бедняки - просто бедняки, не от лени и не от богословия. Что, собственно, и обозначено роскошным греческим словом "кака", которое синодальный перевод зачем-то переводит ("зло"), хотя можно было бы просто написать: тебе досталась Агафья ("агата" - "добро"), а на него жизнь накакала... Ну, и ты, конечно, тоже малость на него накакал - всё-таки мимо ходил. Мимо! Бяка мимо каки... За собаками каки убираем, кольми паче ближнему помочь.
В этой живописной картинке недостаёт одного - справедливости. Грех временный, а наказание вечное. Кстати, и кака временная, а утешение - вечное. Никакой кармы - отстрадал лет триста, и свободен или, на худой конец, в чистилище. Ну, и Лазарь - поутешался, поутешался, но сколько же можно утешаться? не пора ли за дело взяться?
Откровенно говоря, ну что такое "доброе", которое богач уже получил? Мы же не дети - мы понимаем, как ничтожно счастье богатых людей. Куцая эта штука - счастье. Конечно, приятно быть счастливым (богатым плюс здоровым), но ведь это же нормально! Почему глупа сама постановка вопроса о счастье. Ну, нормально быть нормальным - и что дальше? А дальше и нужен, психологически нужен, какой-нибудь Лазарь, чтобы чужая ненормальность служила чёрным бархатом твоему счастью. Конечно, Лазаря предпочитают держать на отдалении, и нынче не сильно у дверей богача полежишь, но богатые лучше знают мир бедняков, чем наоборот, и от этого и ловят особый кайф.
Тут и кроется подлый механизм, который превращает временное в вечное. Счастье, несчастье, здоровье, болезнь, - всё это тени будущего, причём человек сам определяет, какая у него тень, в какую сторону тянется.
Слово "утешается" ("паракалейтай") очень многозначительно. Именно так Иисус называл Духа Святого. Лазарь был безутешен. Это далеко не со всяким несчастным бывает. Есть ведь короткий способ утешиться - сделать гадость другому или хотя бы порадоваться беде другого. Лазарь запросто мог оказаться рядом с богачом, если бы проклинал Бога за свои несчастья, или поддерживал присоединение Крыма к России, или ещё что - а что, больные и бедняки все святые? Да большинство зла в мире творят не богачи, а бедняки, просто потому, что их больше. Мы творим зло просто в порядке компенсации. Язва физическая, а компенсация психологическая - ничего, работает...
Есть в этой притче и намёк на то, что всё не так уж безнадёжно.
Во-первых, сама притча и есть исполнение просьбы богача. Классический пример языкового парадокса: лжет ли человек, который заявляет, что он всегда лжёт, включая и утверждение о том, что он всегда лжёт? Только наоборот - разве не является предупреждение, что нового предупреждения не будет, именно тем самым новым предупреждением, которого жаждет богач? Послал Бог Лазаря, послал - и этот Лазарь есть Иисус, рассказывающий притчу.
Во-вторых, разве может Лазарь вполне утешиться, если богач мучается? Может, он ещё и мстительно наслаждается этими мучениями? в бинокль ад разглядывает? Ну вздор же? Прощение и примирение входят в утешение. Слова притчи про то, что пропасть между богачом и Лазарем великая и пересечь её невозможно, противоречат великому факту Рождества, не говоря уже о менее великом, но всё же традиционном церковном убеждении, что Иисус сошёл во ад. Значит, пропасть побеждена. А уж кого Он оттуда выведет... Надеяться на лучшее, готовиться к худшему - то есть, делать лучшее!
|