Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 17, 10. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

№111 по согласованию. Только у Лк. Фразы предыдущая - следующая. См. притчи.

Очень похожая мысль в Лк. 14, 18: придя в гости, держись скромнее, чтобы хозяин вынужден был оказать тебе почёт; кто ведёт себя в соответствии со своими достоинствами, тот, во-первых, рискует ошибиться и завысить самооценку, за что получит по носу, во-вторых, лишается того, что даже больше почётного места - похвалы за скромность. Маленькая разница - в слове "должен" (и в слове "раб", конечно). Пойти в гости - не "должен", а "могу". Быть скромным для свободного человека - выше нормы, для раба - норма. Парадокс (апория) в том, что искусный и исполнительный раб стоит дорого. (В то время, как раб исполнительный, но неумелый - или раб умелый, но неисполнительный - дешёвки). Раб, который считает, что он дёшев, потому что он хороший раб, находится внутри неизбывного противоречия. На самом-то деле, конечно, это противоречие не раба, а рабовладельца. Кто ущемляет свободу другого, ущемляет себя: высшая ценность - другой и его жизнь - становится дешёвкой, на первое место ставится свое материальное существование. Нужно назвать себя рабом Божиим, чтобы почувствовать, насколько же Бог не рабовладелец. Для Него наша жизнь дороже Своей, и о Своём существовании Он не заботится нимало. Грехопадение, вопреки сатане, вовсе не освобождение из рабства, напротив - оно попадание в рабство. Бог же пытается нас из этого рабства вытащить. Что мы боимся свободы, Он понимает, поэтому и предлагает нам игру в господина и раба - в дорогого господина и в дешёвого раба - чтобы, играя в раба и наталкиваясь на противоречия благодати, мы вошли в сыновство и свободу.

ВОСКРЕСЕНИЕ – У ВЫХОДА ИЗ МОГИЛЫ, А НЕ ИЗ ЗАГСА

Чудесное средство от усталости! Усталость – настоящая, душевная, «выгорание», «опустошённость» – не извне приходит, не от больных мышц, а изнутри, от ощущения непропорциональности затраченных сил и результата. Чем более творчески развит человек, тем лучше он чувствует низковатость своего к.п.д., потому что тем лучше видит, сколько мог бы. Что наша жизнь – тренажёр! Бежишь, бежишь, а всё на на том же месте, только место сильно запачкалось и твоим же собственным потом воняет… Суета сует, – суёшь, суёшь, а просунуться не можешь… Ну да, – говорит нам Творец, – у меня та же проблема… Из-за вас, между прочим, потому что вы исполняете то, что должны, а не то, что можете, и заползаете под нагробие с отчётом о проделанной работе… Я, мол, был профессор, я был отец, я мать… Каждый, кто хоть минуту постоял с растопыренными руками, мнит себя древом познания добра и зла… Дупло ты был, а не дерево! Так вот, когда ты исполнил-таки свой долг, тогда и начинается самое вкусное – но только при условии, что ты поймёшь, что всего лишь отдал долг, отдал чужое, а не совершил своё. Войди в депрессию от того, как мало ты успеваешь, и как это малое чужое для тебя, – Бог ждёт тебя у выхода из депрессии. Начни делать не то, что должен, а то, что можешь – веселиться, общаться, любить, дружить – тут нельзя ничего «добиться», но тут нельзя и ничего «проиграть», тут можно лишь наполнить жизнь… Ну, могила, конечно, и тут могила. Но! Не у выхода из счастья, не у выхода из загса, из храма, из банка, а у выхода из могилы ждёт нас воскресение, но всякий попадает в могилу, да не всякий сознаёт, куда попал. Ну, тогда и Воскресения не заметим, мы будем спешить в другом направлении, потому что мы будем искать выхода из депрессии, а надо Бога искать…

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова