Лк. 14, 8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
№106 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Ср. Лк. 17,10 о смирении рабов.
Случайно ли Господь упоминает, что пир - свадебный? Нет. Брачное пиршество - уникальная ситуация, особенно в традиционном обществе. Там, где молодёжь - недочеловеки, где властвует иерархия, там и на свадебном пиру первые места старикам, которые уже и не помнят, что такое брак. Жених с невестой тут - вопиющий диссонанс. Всё так величественно и торжественно, а в центре события - пара молокососов! Но это же сама жизнь, сама вселенная. Коловращения планет, световые годы, всевозможные излучения, - и всё это ради пары любящих сердец, которые хотят одного: не быть парой, а быть одной плотью. Рядом с этой любовью ничто возраст, чины, опыт. Они - вторичность. Нет любви - и все эти чины и опыт труха. Если всё есть, от мудрости до зубной щётки, а любви нет, то я кимвалзвучащий, как сказал апостол Павел - видимо, так называли в его времена импотентов.
Как брачный пир собран для тех, кто не является его частью - жениха с невестой, которые должны удалиться, так смысл вселенной в Женихе, Который не есть её часть. Творение солидное, почтенное, старое, а Творец - молокосос, любозначительный, настырный, со взором горящим. Мы стареем, а Бог - Он и есть Жених - не стареет. Мы привыкаем к жизни как к хорошо сшитому и основательно разношенному костюму. Бог - такой маленький в своих вифлеемских яслях - смысл мира, источник жизни, а вовсе не наши достижения. Бог, придя в мир, не просто сел на последнее место, он встал на колени и стал мыть нам ноги. От нас Он этого не требует, но показывает нам смысл. Объяснить смысл нельзя, его можно лишь показать, и вот опускание на колени - показывает.
Каждый кто любил, поймёт этот жест - опуститься на колени перед любимым человек не есть унижение себя, а есть вознесение другого, признание ему в любви. Любовь - это когда готов другому и ноги целовать, и мыть, когда появляется кто-то, перед кем опускаешься на колени, и этот другой тебя подымает, как подымает Господь тех, кто опускает на колени перед другими, как прощает Господь тех, кто прощает других. Бог любит нас - и вся наша жизнь есть сидение на шее у Бога. Он нас несёт, Он выносит нас из реки смерти, погружаясь в неё целиком, а мы иногда даже не замечаем, что под нами - Бог, и лишь похлопываем Его по затылку, бьём его ногами, как неразумный ребёнок, сидящий на шее отца. Сидя на Боге и свесив ноги - не надо дёргаться, не надо толковать, а надо просто благодарить и стараться сесть пониже, чтобы Ему было удобнее.
См. конспекты, 1322. |