Лк. 17, 17. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
№112 по согласованию. Только у Лк. Фраза предыдущая - следующая.
Иисус считает, что лишь один из десяти исцелённых Им прокажённых поблагодарил Бога - тот, который не пошёл в Храм Божий, а пришёл к Нему, Иисусу. Иисус выше Храма как Хозяин выше собственного Дома? Это - про божественность Иисуса, про Троицу?
Нет, это - про благодарность. Бога кормит тот, кто кормит голодного, Бога благодарит тот, кто благодарит накормившего.
Простая истина - почему же не вернулись девять из десяти? Не по злому умыслу, думается. Просто забыли.
Человек либо забывает взять что-то с собой, либо забывает, что с ним. Забывает сотовый телефон, забывает кошелёк, документы. Это полбеды. Можно вернуться и взять. Но если человек забыл, что он - человек, превратился в тигра? Если человек забыл, что он в театре и говорит по тому самому сотовому, который не забыл? Мы бьём другого, забыв, что в нас бьётся сердце, призывая к любви.
Вещи забывают в одиночку. Если двое выходят из дому и один забыл документы, второй, скорее всего, напомнит. Во всяком случае, если второй - достаточно близкий человек. О живых людях, о живом Боге, о любви, вере, благодарности легче забыть в компании с другими. Этим и плоха партийность, да и то, что иногда выдают за "церковность" и что в английском языке аккуратнее названо "парохиальностью" - "атмосферой замкнутого прихода". Так бы не забыл о верности любимой женщине, а за компанию сгулял. Не собирался напиваться, но в хорошем обществе... Что уж говорить об убийстве - в одиночку убивают немногие, а в армии - каждый готов. На миру и смерть красна - особенно чужая.
Самарянин в компании исцелённых был чужаком. Болезнь сплачивала, выздоровление вернуло в разделённое состояние - и отчуждение от людей помогло вспомнить о Создателе людей.
Память - отличительная способность человека. До такой степени, что в истории философии был взгляд, что весь мир, вся жизнь - лишь припоминание. Материя - лишь символ невидимого, а человек призван подняться над материей и вспомнить высший мир. Такой подъём может привести к довольно основательному расчеловечиванию. Люди, которые твёрдой стопой пошли в Храм благодарить Бога, забыв Иисуса - они ведь вполне поднимались. Восходили в Иерусалим, как тогда говорили. Но что толку подниматься к Богу, если Бог спутился? А Он - спустился и ждёт от нас, что мы будем благодарить, обращаясь не туда, где Бог был раньше, а туда, где Он находится сейчас. Это, конечно, труднее - нужно оглядеться.
Нужно выздороветь не только от физического недостатка, но и от душевной инерции. Нужно не только научиться видеть Того, Кто исцеляет - нужно научиться видеть исцеление там, где нам кажется, что мы и не болели. Большинство чудес не видят, потому что не знают, что больны.
1470. |