Лк. 24, 20. как предали Его первосвященники и начальники наши для
осуждения на смерть и распяли Его.
№170 по согласованию. Фраза предыдущая - последующая.
22 января 2003 г. иеромонах Анатолий Берестов, прославившийся в
постсоветской журналистике как исцелитель наркоманов на Крутицком подворье защитил
"одно из ключевых положений христианского учения - о распятии иудеями Иисуса
Христа (при этом другая часть иудеев стала учениками Иисуса Христа, поэтому ничего
оскорбительного в констатации этого факта нет)". Причем защитил в письме
к прокурору, требуя наказать за кощунство тех людей, которые считают антисемитизмом
утверждение "евреи Христа распяли".
Только еврей Петр имел право говорить "вы распяли Христа"
- своим сородичам. Берестов или я имеем право (и обязаны) говорить своим сородичам
- русским: "Вы распяли Христа", ибо всякий грешащий распял Христа, и
ничего в этом оскорбительного нет, ибо всякий кающийся прощен. Конечно, это лишь
фигура речи, потому что реально Христа распяли итальянцы - Понтий Пилат и неизвестные
по именам солдаты. В крайнем случае, корректно сказать, как апостол Клеопа (Лк
24, 20): "Предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на
смерть и распяли Его".
Если же обобщать в духе апостола Петра, то не "евреи Христа
распяли", а - номенклатура Христа распяла. Именно так рассуждал апостол Павел:
Иисуса распяла власть, власть всякая, - римская, еврейская, монархическая, демократическая,
церковная, светская, ибо никакой власти неведома тайна любви: "ибо если бы
познали [эту тайну - Я.К.], то не распяли бы Господа славы" (1 Кор 2,8).
Но почему-то никто не скажет: "президент России распял Христа", хотя
в этом утверждении ровно столько же правды, как и в "евреи распяли Христа".
"У сильного всегда бессильный виноват..." Позор христиан начинается,
когда христиане сильны, когда у них есть деньги на издание учебников с антисемитскими
поучениями, когда у них есть силы написать прокурору, деньги на бумагу для такого
заявления... Рядом с Распятым надо быть распятым.
13.2.2003.
|