Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

 

К ЕВАНГЕЛИЮ

Лк 24, 21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

№170 по согласованию. Фраза предыдущая - последующая.

Вот самый первый символ веры - не просто личное исповедание веры, а совместное. Понятно, что говорил из двоих учеников кто-то один, но это – соборность в чистом виде. Причём, из всех кред это кредо самое честное. Мы тоже должны были бы петь: «Верую во единого Бога … и жизни будущего века, но со всем тем уже третье тысячелетие как это произошло». Правда, «это» у нас другое. Для тех учеников «это» - смерть Иисуса, для нас «это», - то есть, всё, что воспринимается как «смерть Бога», как неудача Евангелия, как паскудство нас, называющих себя христианами и одновременно – вопреки Евангелию – называющих других всякими нехорошими словами, из которых самые интеллигентные «секулярная цивилизация», «культура смерти». Подумаешь, неверующие! Эка невидаль – грешники!! Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.

Иисус ничего такого, попрекающего, ученикам не говорит, но ведь совесть самим надо иметь. Не говорит Он ни единого слова о Воскресении – не говорит, чтобы показать, чтобы соединить еду с верой. Мог бы – соединил бы с дыханием, чтобы каждую секунду жили верой. Но никто не мешает самому молиться постоянно. Иисус говорит совершенно о другом: не так страшна смерть, даже без воскресения. Проблема в том, что у учеников акцент смещён, и у всех нас смещён. Они горюют не потому, что Иисус погиб, а потому, что Израиль погиб – и Иисус не смог ничего сделать. Израиль выше Иисуса.

Когда современный верующий задаётся вопросом, почему Второе Пришествие откладывается, ответ тот же самый: пока акценты так смещены, Богу лучше не возвращаться. А они смещены, смещены, хотя и не так радикально, как две тысячи лет назад – и ожидание здесь единственное средство это смещение удалить. Конечно, не просто ожидание, а ожидание с верой, ожидание с Духом, ожидание активное. Поэтому Иисус и начинает урок истории. Были уже неудачи у Бога, было уже ожидание, были уже провалы. Потому что «спасение Израиля» - это спасение и каждого, кто в Израиле, и каждого, кто сосед Израиля. Ну что за радость спастись, если кругом тебя гибнут люди? Вы уже были в ковчеге – что, понравилось смотреть, как гибнут родные? А это были родные Ноя, не марсиане тонули. Вы хоть что-то поняли вообще про спасение или только то, что лучший в мире коньяк – «Арарат»? Так вот он вовсе не лучший, и вообще не в коньяке счастье.

Воскресение Христово не прекращает историю, а начинает возгонку историю. Выпарить весь эгоизм, включая религиозный. Выпарить всякое разъединение. Освободившееся место – место свободы – наполнить Духом, наполнить человечностью и божественностью, потому что пока в дефиците и то, и другое. Это обман, это оттяжка? Молитесь, Шура, молитесь? Ну, если вы так относитесь к молитве и жизни с Духом, тогда ой… А если попробуете по-настоящему, то войдёте во вкус – а вкус у жизни в Духе один, до Второго пришествия и после.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова