Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

 

К ЕВАНГЕЛИЮ

Лк. 24, 23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

№170 по согласованию. Фраза предыдущая - последующая.

Замечательный образец искажения информации. Ведь ученики пересказывают то, что описано несколькими фразами выше. Слово "придя" разделяет "не найдя тела" и "видели ангелов". Было бы логично сказать: не нашли тела и видели ангелов либо "говорили, что не нашли тела и видели ангелов". Но ученики не верят, что женщины видели ангелов. Что не нашли тело - верят, потому что это в принципе не так уж невероятно, а к тому же Пётр сбегал и проверил. Вдвойне не верят воскресению, поэтому добавляют второе "говорят" (в греческом оригинале "сказывали" и "говорят" - "лэгусай" и "лэгусин"). "Говорят, что говорят"... Более того, ученики обрезают речь ангелов на самом важном месте, опуская слова о воскресении. Просто "жив". Ну мало ли, очнулся после какого-нибудь чудодейственного напитка - то есть, как раз, не чудодейственного, а псевдочудо-действенного. Сымитировали смерть, сымитировали воскресение. А жив - это да, это по-настоящему.

И после этого Ренан что-то там писал про то, что апостолы были в таком истерическом состоянии от потери Учителя, что убедили себя в воскресении. Видимо, Ренан никогда не имел дело с истерическими состояниями. Французы они такие, логики... рационалитэ, интеллектуалитэ, трезвэ... Правда, француженки... И как раз во времена Ренана медицина прямо помешалась на истериях истеричек. Не надо загонять женщин в угол - и не будет женщина в истерике, вот и всё, как выяснилось в конце концов. В углу же и мужик станет припадочным. Вот ученики не были загнаны в угол. Психически они были совершенно сохранны, рассуждали трезво и - бежали. Классический пример того, как трезвое рассуждение ведет к нетрезвому поведению. Потому что мироносицы бежали ко Христу, к месту трагедии, а эти - от Христа. Хорошо еще, Он их нагнал... Но всё-таки лучше простирать свою рациональность и на своё поведение - не бежать от проблем, а терпеливо ими заниматься, не торопясь с вынесением приговора - суждения.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова