Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мк 16,16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

№174 по согласованию. См. подробнее о проблеме Эпилога Евангелия от Марка.

См. окончание Евангелия от Матфея. Следующая фраза.

Можно сбежать от суровой реальности в историческую правду и напомнить, что эти строки - часть поздняя, присоединённая к Евангелию от Марка не ранее начала I в., в древних рукописях её нет, встречается не ранее V в. (хотя ссылки на некоторые фразы есть и у более ранних авторов). А значит - спите спокойно, неверующие, вас не Бог пугает, а какой-то фальсификатор. Фи! Как там по нашему, по православному? Не Церковь от Евангелия, от Евангелие от Церкви. Не совсем понятно, почему во фразе нет полной симметрии - можно понять так, что креститься не обязательно, что может быть вера без крещения. Возможно, это сказано в контексте эпохи, когда крещение откладывали до смертного часа, а смертный час он ведь непоседа. Можно списать "педагогику": мол, древнего человека надо было ставить в жёсткие условия, пришпоривать: "Вопрос жизни и смерти!" Иначе бы он и не пускался бы проповедовать, и не откликался бы на проповедь. А на самом деле - вопрос вовсе не жизни и смерти. Не веруешь - ну, значит, Бог не даёт благодати веровать... Не веруй спокойно, дорогой товарищ, ты ни в чём не виноват, Бог виноват. Если бы это было так, то и верующий в минуты сомнений быстренько переставал быть верующим. Мол, Бог не поддерживает, допускает мне сомневаться, значит, пусть Сам на Себя и пеняет. Верующий человек лучше неверующего знает, что вера - не от человека, а от Бога. Безвыходная ситуация: ну как может неверующий уверовать! Точка перехода нигде не прощупывается!! Порочный круг: чтобы уверовать, нужна благодать, а чтобы пришла благодать, надо... Да ничего не надо! Можно! Можно верить! Может Бог быть! Может и не быть, может быть абсурдом и порождением абсурда. Проповедь веры, свидетельство о вере и есть согласие с тем, что "всё может быть", и уверенное описание того, что из "может" действительно "есть". Главное - не кипятиться, не убеждать, "не париться", не бояться, что неверующий сгинет в адском огне, быть уверенным, что - не погибнет, что будет с Богом, потому что Бог может всё и превращает "можно" в "есть". Миссионерство есть лишь описание этого удивительного фокуса, а не попытка повторить этот фокус самому. В цирке при фокуснике ассистирует красивая улыбающаяся девушка, которая отвлекает на себя внимание, чтобы фокус удался. Человек, проповедующий веру, помогает Богу только тем, что отвлекает внимание от Бога на себя, на геенну, на какое-то вздорное "спасение" - а уж спасает и даёт веру Бог, как фокусник подкладывает в карман зрителю кролика или колоду карт.

*

Спасён не тот, кто чувствует себя в безопасности. Спасён тот, рядом с кем человек чувствует себя в безопасности. Такие люди, к счастью, встречаются повсюду. Среди друзей, родных, коллег, товарищей то и дело встречаются люди лёгкие - не легкомысленные, а такие, рядом с которыми становится легче. Таким и должен быть спасённый человек. Хорошо, что в русском "вымыться" превратилось в "креститься" - взять на себя крест означает снять крест с другого.

Лёгкие люди не те, которые заискивают перед нами, служат нам, словно золотые рыбки. Легко рядом с человеком, который устремлён ввысь. Гибель человека есть потеря этой устремлённости.

Человек склонен превращать веру в чёрный ход к человечности. Не получается быть хорошим, лёгким, приподнятым - крещусь и стану хотя бы святым, что ли. Пусть Бог будетмне вроде воздушного шара, большой и круглый.

Вера - огромный проспект, и по нему идёт множество людей. Не жизнь поверяется верой, а вера поверяется жизнью. Если человек для окружающих лёгок, как воздушный, значит, верующий, а не наоборот. Поэтому нет симметрии во фразе, не сказано, что погибнет тот, кто не крестится. Вера - не только чувство, не только обряд, поэтому верующий - не только тот, кто испытывает чувство веры, но прежде всего тот, кто живёт человечески.

Завидовать тем, кто и без веры хорош, не стоит - вера большое удовольствие сама по себе. Крещение и вера - подарки, а не обязаловка. Нормальный человек не будет в них плевать, хотя сам, возможно, не крестится, потому что не дал пока Бог веры. Ненормальный человек - по-настоящему ненормальный, то есть, кого Бог озадачил благодатью - будет этим подаркам радоваться, как ребёнок, и долго будет неумело вертеть их в руках, рассматривать, показывать другим. Переподарить нельзя, но ведь некоторые подарки можно дарить только тем, кто знает, что такие подарки возможны.

Проповедь 1457.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова