Мф. 4, 10. Тогда
Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся
и Ему одному служи.
Автопоклонение.
Мк. 1, 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый
сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
Лк. 4, 8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
№22 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Марк сокращает рассказ об искушении Христа в пустыне, безжалостно
вычеркивая все, что так дорого современному читателю, начиная с Достоевского.
Просто: был искушен, а потом ангелы ему служили. Да ведь если и вчитаться, все
Достоевский преувеличил, и не случайно в беллетристике куда больше накручивали
с этими искушениями: и тебе женщины, и прочее, словно искушение святого Антония.
Но искушение Христа не такие уж законопреступные. Ну, не превратил Он камни в
хлеб - но ведь потом пять хлебов превратил в несколько центнеров хлеба? Ну, не
стал Он летать - но ведь потом ходил по воде, что тоже не совсем стандартный способ
передвижения. Ну, не поклонился сатане и не стал править государствами разными
всякими - но ведь налог кесарю заплатил, и с государственными деятелями разговаривал
спокойно, вместо того, чтобы им указать: мол, Богу поклоняйтесь. Нет, все-таки
дело не в том, что сатана хотел плохого, сатана - совсем как Ленин - хотел хорошего.
Дело в том, что даже хорошее, если его хочет сатана, вовсе ни к чему не пришивается.
Дело не в том, чем ты служишь Богу, а в том, чтобы служить Богу
- чем угодно, и не служить злу - ничем.
|