Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф. 6, 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

№50 по согласованию Стихи предыдущий - последующий.

Лк. 12, 22-23. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: 23 душа больше пищи, и тело - одежды.

№61 по согласованию. Комментарий Бонхёффера.

См. предписание планировать и заботиться в Лк. 14, 28. Ср. Рим. 5, 8 (правосл. богосл. параллель)

Фома 41: Иисус сказал: Не заботьтесь с утра до вечера и с вечера до утра о том, что вы наденете на себя.

Cр. Фома, 87. Тело.

Жизнь напоминает перламутровую пластинку: её тянет шевелить, вроде бы для того, чтобы добиться равновесия красок, а на самом деле, чтобы убедиться, что равновесие невозможно. Какого цвета перламутр? Дух и материя: ясно, что надо освободить дух от власти материи, но так же ясно, что надо освящать материю духом. Но на практике разве есть разница между карьеристом, который прикрывается христианством, и христианином, который освящает карьеру? Между Иосифом Прекрасным и тысячами безобразников, которые и в тощие, и в тучные годы строят свое маленькое счастье, бросая крошки окружающим? Простейший выход - в психологизации духа. Сказано: "Не заботьтесь", значит, надо тренировать психику, чтобы деньги брать беззаботно, возведя очи горе. Все то же самое, что до веры, только освещение другое. Так вот нет, прямо наоборот: "не заботиться" психологически всегда выйдет ложь, "не заботиться" - это мистически, "не заботиться" - это глядеть сверху вниз, глядеть на мир глазами Бога, без снисхождения, не устраивая Страшного суда прежде времени, по видимости, возможно, ничего не меняя, даже освещения, меняя только себя на не себя.

6.7.2003


6, 25. Иисус призывает не заботиться о еде и питье не потому, что Он сторонник сухой голодовки, напротив: Он уверен, что Бог не допустит до голодания. Быть с Богом -- означает утолить жажду: поэтому в беседе с самарянкой (Ио. 4) Иисус сравнит Себя с колодцем. Это, между прочим многим не нравится: люди не любят сытых, наевшихся, хотя предпочитают быть именно сытыми. "Жажда" давно уже стала образом не физиологической, а духовной, творческой потребности -- и что за радость не иметь такой жажды? Впрочем,  как все земное, жажда двояка. Можно испытывать жажду, потому что наелся соленого и требуется вымыть соль из организма. В этом есть своя прелесть -- отсюда пиво с воблой, Россия с Чечней, и прочие властолюбивые ассорти. Бывает жажда творческая -- довольно парадоксальная, высший ее образец это Гефсимания, Чаша сострадания, искупления, творения нового человечества, которую пьет Христос и лишь Он один. Но бывает жажда тихая, малая, когда один глоток -- и все. Такова жажда Бога, когда уже все грехи вымыты, прощены, а все-таки хочется побыть с Ним.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова