Мф. 12, 26 И
если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство
его?
Мк. 3, 23 И, призвав их, говорил им притчами: как может
сатана изгонять сатану?
Мк. 3, 26 и если сатана восстал на самого себя и разделился,
не может устоять, но пришел конец его.
Лк. 11, 18 если же и сатана разделится сам в себе, то как
устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;
№57 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
В Мф. 12, 26 Иисус говорит о некоем "царстве" сатаны (в Евангелии
от Иоанна несколько раз упоминается сатана с титулом "князь мира сего".
Если к этому прибавит, что "свет во тьме светит", то складывается довольно
невеселая картина. Эдакий черный квадрат с белым пятнышком. По сравнению с этим
обычное стихийное манихейство, представляющее жизнь в виде зебры, где черные и
белые полосы распределены достаточно равномерно, кажется весьма вдохновительным
явлением. Христианин не согласен видеть мир футбольным полем, где на равных играют
ангелы и бесы. Вера в Единого Бога открывает мир как великолепное творение, похожее
на Дисней-ленд в своей щедрой избыточности. Какое уж тут зло! Зайчики прыгают,
лани бегают, левиафаны плещутся, горы и те - содрогаются от смеха, наверное, глядя
на единственный источник зла в мире: людей, которые на этом фоне как мушиные точки.
Сатана княжит не этим миром, не творением, а миром истории, миром людей - тоже
мне, достижение адского хозяйства! Поэтому обращение к природе, к творению, к
твердой почве так помогает во многих искушениях. Оно учит настоящему покаянию
- покаянию не в том, что в этом кошмарном мире я недостаточно свят, а в том, что
в этом светлом мире я сер. Черного в мире очень мало, а то, что по несчастной
случайности (гм!) это черное все аккурат перед глазами, так это наша личная заслуга,
и от нее нас пришел спасти Иисус - и спас. Ура? Догматически да, а по жизни -
нет, потому что как очень радоваться спасению, когда оно - через Распятие. С Воскресением,
но ведь через распятие же! И крест никто не вырывал, его по-прежнему активно используют
- о, конечно, для защиты слабых, униженных и оскорбленных, это уж святое, любой
инквизитор цитирует Достоевского бочками... Все самое святое будет опошлено наравне
с не святым и даже с грешным... Свет, сияющий во тьме, будет поставлен прямо в
киоте над столом начальника тайной политической полиции, который озаботится тем,
чтобы имя Христово не смели использовать всякие там самозванцы. Кошмар - намного
кошмарнее, чем кажется даже неверующим циникам. И?... А вот никаких "и"!
Какая разница, в какой тьме сияет свет, если его сияние дошло до тебя!
|