Мф. 12, 28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
Лк. 11, 20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
№57 по согласованию. У Мк. в изложении этой речи нет. Фразы предыдущая - следующая.
Господь резко противопоставляет лёгкость и тяжесть. Легко совершаются чудеса, потому что Бог наехал на людей тяжело словно танк. Или слон. Рейлинг, 1971, во всяком случае, подчёркивает, что "достигло" - выражение редкое, арамейская идиома, "подразумевающая, что встречи избежать невозможно". Как ледник или наводнение, которые не спрашивают, готовы ли вы, рады ли вы, не возражаете ли. В греческом корень, кстати, тот же, что в "эпифании" - "фан". К английскому "фан" отношения не имеет.
Вот такое оно, Царство Божие. Как бы горячо его ни ждали, но когда приходит - боязно и страшно. Почему сравнение Бога с женихом так адекватно. И хочется замуж, и любишь, а... Мужики обычно таких чувств к невесте не испытывают, у них на время жениховства почти всё отключается. Шалеют. И Творец ошалел, если послал Сына Своего Единороднаго... Ну не стоит спасение всего человечества этого... А у Него другое мнение...
Замечательно, что там, где у Мф. традиционное "изгоняю бесов Духом Божиим", у Лк - "перстом Божиим". Что общего, ясно: прикосновение пальца может быть так же легко, как дуновение. "Перстами, лёгкими как сон"... Воедино эта лёгкость дыхания и лёгкость прикосновения соединяются в поцелуе. Язык - двенадцатый палец (об одиннадцатом помолчу - тот ещё Иуда). Бог не имеет массы, объёма, плотности, но вес Бога, сила, с которой Он давит на творение - бесконечна огромна и бесконечна нежна.
У бесов всё наоборот - ничтожный вес, пытающийся подменить силу скользкостью, а что до массы... Спор о том, сколько чертей уместятся на конце иглы, видимо, абсурден, потому что ангелы, бесплотные силы, превращаясь в бесплотное бессилие (бесов), не становятся от этого плотнее.
*
Дух Божий противоположен духу зла. Дух зла одерживает над человеком победу - человек становится одержимым, безвольным, навсегда бесноватым. Дух Божий освобождает человека от духа зла - человек не становится навсегда, постоянно святодушным. Не один предмет заменяется другим, не чугунная плита на голубиное перо. Заменяется рабство и одержимость - на свободу и раскованность. Дух зла можно не поддерживать - он сам себя в нас поддерживает. Какая наивная глупость сатанизм и чёрные мессы, заклинания, обращённые к сатане - он безо всяких молений и заклинаний втирается в человека. "Быть или не быть", - не вопрос. "Не быть" безо всяких усилий рядом и внутри, так что за небытие можно быть спокойным - оно небытийствует, хотим мы того или нет. Злые силы на самом деле - злое бессилие, потому что сила не в том, чтобы господствовать, а в том, чтобы любить. Господствовать может и мёртвое, любить может лишь живой.
Дух Божий не существует по инерции и не существует там, где инерция. Он хочет дышать там, где хотят дышать - то есть, делать один вдох за другим, а не пытаться набрать воздуху на всю оставшуюся жизнь и заняться своими делами, теперь уже якобы "в Духе". Как быть, даже, точнее, как именно быть - вот в чём вопрос. Как не подменить "быть" - соседством, сосуществованием, когда рядом - но нет общения? Не обратившись к ближнему, а обратившись к Христу, и обращаться, обращаться, обращаться. "Ныне, и присно, и во веки веков" не означает, что мы раз произнесли эти слова - и можем считать себя свободными, молчать и чай пить. "Во веки веков" человек свободен потому, что во веки веков свободен обращаться к Богу со словами молитвы, благодарности, любви.
1477. |