Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф 19 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

Мк. 10, 19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.

Лк. 18, 20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

№120 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Иисус опускает все заповеди, относящиеся к почитанию Бога. Логично: ведь Он сперва с такой силой подчеркнул благость Бога, что после этого требовать поклоняться Богу... Хорошему не поклоняются, хорошим живут. Доброта не навязывает себя. Иисус не опровергает десять заповедей, но всё-таки Иисус - не Моисей, а Тот, Кто говорил Моисею. Он смотрит не на Писание, а на читателей Писания, точнее даже - на конкретного читателя, стоящего сейчас перед ним. И вот этому конкретному нет нужды говорить о вере и любви к Богу. Ему и так досталось - обвинили в измене Единому совершенно в стиле полишинеля напомнив о буквальном смысле словесной вежливой формулы. Иисус либо зануда, либо шутник. Сейчас от шутки Он переходит к серьёзным вещам. Здоровый и богатый человек пришёл к Нему - значит, тут такая неудовлетворённость, которую никаким чудом не поправить. Спрашивать такого человека о том, выполняет ли он заповеди, всё равно, что спрашивать клоуна, бывает ли он в цирке. Бывает, да ни малейшей радости не получает. С какой интонацией ведётся разговор?

Иисус спрашивает насмешливо: "Ну что, заповеди все выполнил, да?"

Алчущий с тоской: "Господи, ну какие ещё заповеди! Их как звёзд на небе, и проку от них примерно как от звёзд на небе, и все их соблюсти - всё равно что дотянуться до звезды".

Иисус уже без иронии: "Ну, давай ограничимся классикой жанра".

Алчущий: "Классика всегда ограниченна, её выполнить можно. Легче не изменять женщине, чем никогда не соприкасаться с женщиной, у которой месячные".

В самом деле, соблюсти основные заповеди очень просто, хотя очень тяжело. Простой пример: ложь обычно считают не самым тяжёлым грехом. Лучше лжец, чем гомосексуал. На самом деле, в десяти заповедях про гомосексуализм ничего нет, а про ложь - есть. Священник, который открыто признаётся в своёй нетривиальной половой ориентации, лучше священника, который обличает эту самую ориентацию, но при этом утверждает, что его иерархи - душистые фиалки. Первый правдиво описывает ситуацию, которая от него, кстати, совершенно не зависит, второй заведомо лжёт, чтобы весь сор оставался в Церкви, хотя его долг поддерживать в Церкви чистоту, достойную невесты Христовой. Вот поэтому византийский художник этот евангельский разговор изобразил на полях около 3-4 стихов 52 псалма: "Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного". Бог умирает не от чтения Ницше, а от созерцания набожных святош, умирает от возмущения, скепсиса, отчаяния. И в разговоре с теми, кто ищет святости, Бог каждый раз воскресает в надежде и любви.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова