Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф 20 23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

Мк. 10, 39. Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано.

№123 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Детронизация.

Мф 20, 17-34 (то же Мк 10 32-45. В Мф вставлен еще между этими текстами и предшествующими притча о работниках 11 часа). Третье предсказание о смерти. Предсказывает, чтобы помочь им пережить Голгофу. Отрывок хорошо падает пред Великим постом. Запрещает говорить о Своих чудесах и напоминает о смерти - эти две настойчивости ради того, чтобы ученики поняли, что спасение не через величие, а через уничижение. Молчит о Своей божественности, чтобы оно открылось полностью через Духа. А ученики по прежнему не понимают, что такое воскресение. Это у нас это понятие стерлось и слишком - неправомерно - понятно. «Пить чашу» - и есть служить. Образ чаши - образ конечного. Чаша всегда заканчивается. Смерть не бесконечна. Смерть раньше воспринималась как море, в которое погружается человек – а она всего лишь чаша, окруженная человечеством, хотя эта чаша пытается выпить окружающих. Только Бог есть Чаша, из которой можно пить без конца. Полярность образов: чаша есть вода, окруженная человеком - вода крещения есть вода, в которую погрузился человек. Креститься крещением Христовым - не тем, что в Иордане, а тем, что на Голгофе. Часто поражаются тому, что Христос крестился от Иоанна и редко поражаются большему чуду: что мы моожем креститься от Христа.

*

Стих, бывший ключевым у ариан: раз не от Иисуса зависит, кто куда сядет, значит, он лишь человек. Но речь, если присмотреться, идёт не о будущем веке, а о настоящем, где мы страдаем с Христом. Впрочем, у Мк не сказано "Отцом", сказано просто "уготовано". Уготовано - не предопределение. Уготовано может быть несколько чаш - выбирай сам. Нам трудно представить себе всеведущего Бога, не насилующего людей, потому что мы бы на Его месте сочли бы своим нравственным долгом вмешаться. Но: любовь иногда не вмешивается именно п отому, что она любовь. Мужчсина должен догадаться, чего хочет женщина - если она просто скажет, это будет уже не то (мужчины страшно злятся на это, ибо полагают, что язык должен заменять интуицию). А интуицию надо развивать.

Сесть - на престоле - образ прекращенного движения, статики. Пить - чашу - образ действия, начинаемого с крещения и до смерти.

Пить чашу - не обязательно страдание и распятие, а готовность.

Правая и левая сторона в данном случае неважны. Возможные толкования: (1) там вообще нет деления на правых и левых (в Царстве Божием нет правого и левого); там никто не сидит, "это место принадлежит только Божественной природе" - Евр 1,13; там сидят те, кто соединил святость апостолов и святость мучеников и пр.

*

Существование Бога не вызывало бы сомнений, если бы не существовали люди. Один Царь, один Творец - нормально, понятно, просто. А тут ещё несколько миллиардов образов и подобий, каждый из которых играет в идолопоклонство, кому-то себя навязывая в качестве идола, из кого-то идола делая. Идола даже из Бога делают - чтобы занять освободившееся место Бога настоящего, неидольского.

Вот братья Иаков и Иоанн просят у Иисуса мест справа и слева от Его судейского кресла. На самом деле, каждый из них мечтает сесть на место Иисуса, во всяком случае, надеется, что Иисус будет судить так, как хочется ему, Иакову (или ему, Иоанну). Ни один не жаждет сидеть справа или слева. "Победитель получает всё". Вице-президент - не тот, кто проиграл президентские выборы, а помощник того, кто выиграл. Но временно можно и заключить сделочку - ты справа, как любимый ученик, я слева... Потом разберёмся, кто любимее на самом деле, а потом разберёмся и с любящим...

Спаситель уходит от ответа - не от Меня, мол, зависит. Так же Он ушёл от ответа, когда его спросили, будут ли разводы в раю. Конечно, не от Него зависит. Пустота вообще ни от кого не зависит. Бог фикциями не распоряжается. Учитывая, что человек в основном окружает себя фикциями, понятно, что у нас создаётся ощущение, что Бог вообще ничем не распоряжается. Ну какие разводы в вечности, когда мы на земле ещё не научились любить вечно? Какие восседания справа и слева на небесах, когда мы на земле не научились быть правыми и левыми по-настоящему, с умом и миром? Что небеса! Здесь сесть рядом с Иисусом и побыть - рядом. Не перед обвиняемыми покрасоваться, а просто - быть рядом с Богом. Обвиняемый - пусть гуляет. Важно не то, что Бог - судья, а то, что Бог - есть, и с Ним хорошо. Евангелие - благая весть не потому, что Иисус говорит о небесной награде праведникам, а потому, что Он приносит  на землю кусочек неба каждому - и праведным, и грешным.

Вопрос не в том, быть или не быть. Мы не можем не быть. Быть или не быть рядом, - вот в чём вопрос. Ряом с Богом, рядом с людьми. Рядом не телесно, а сердечно. Быть рядом означает не быть повелителем, не властвовать, не обладать, а быть "соположенным", словно на ложе любви.

Спаситель называет такое "быть рядом" служением. Но служение это своеобразное - ведь служением Спаситель называет Своё распятие. Ну кто из нас хочет, чтобы ему так служили? Лучше ботинки почисти, пива сбегай купи, а от Твоего распятия что проку?

Никакого прока, если я не рядом с Распятием, если меня нет рядом со Страдающим. Но если я не рядом со Страдающим - разве я есть?! "Быть рядом" - вот ответ на вопрос о том, откуда зло, зачем зло, кто за зло отвечает. Быть рядом не со злом - со страданием, которое причиняет зло. Чувствовать это страдание, не стесняться его, разделять его, насколько Бог даёт.

"Быть рядом" - это то, чего ещё не умеет новорожденный, хотя рядом с ним - любящии его. А он - сам по себе. Постепенно растёт человек как человек, учась быть рядом. Любить - значит быть рядом, быть рядом - значит любить. "Быть рядом" - не в том, чтобы сидеть рядом с Богом на троне. Нет Бога на троне, Он сошёл с трона, когда творил человека и сидит рядом с человечеством. Быть и любить означает разделить с Богом это "быть рядом с другим".

1499.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова