Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Мф 24 6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:

Мк. 13, 7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, - но [это] еще не конец.

Лк. 21, 9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

№137 по согласованию - стихи предыдущий - последующий.

То, что люди считают концом, Бог считает началом, - всякие мелочи вроде войн, гибели отечества и пррр. Его ровесникам и младшим современникам - тем, которые не были распяты, которые благополучно дожили до седых волос и счастливой старости в кругу потомков - довелось хлебнуть лиха. Пошлые крики про то "ах, кто бы мог подумать", "ах, где был Творец, когда разрушали Иерусалим", "ах, после Освенцима нельзя веровать по-прежнему", - всё это целиком покрывается "не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть". Мир без Освенцима - исключение. Да и где он, такой мир? Разве что в фантазиях кинематографистов. Освенцим дело такое - в одном месте прикроешь, он в другом откроется, словно вход в ад. Только охотников искать земной рай полным-полно, а вот охотников искать язвы, через которые утекают в преисподнюю человечность и жизнь, что-то маловато, и относятся к таким охотникам нехорошо. Потому что ворота в рай - это будущее, это окно в вечность, а Освенцим - тупик, конец и пр. Вот здесь-то пригождаются разночтения между евангелистами. Лука добавляет одно-единственное словцо: "Прежде". Это, скорее всего, не подлинное слово Спасителя, а комментарий. Но это комментарий Бога к собственной речи. Для особо задумчивых. Евангелие - не благая весть о том, что катастроф не будет, а благая весть о том, что катастрофы - это не конец. Евангелие - не благая весть о том, что конца не будет, а благая весть о том, что конец будет, и такой конец, за который не жалко отдать любое начало. Евангелие - благая весть о том, что не надо бояться смерти своей, своих близких, всего, что тебе дорого, а надо бояться не успеть умереть. Иисус начинает с того, что кажется ужасным людям - с войны, но подводит и заканчивает к тому, что кажется ужасным Богу - отсутствию любви и заботы о человеке. Войны, конечно, тоже не любовь и не забота, вопреки тому, что говорят милитаристы, но войны - лишь малая часть ненависти, которая в мире. Основная война, самый страшный Освенцим, источник всех крупных и мелких катастроф - это ежедневный эгоизм, ежедневная сонливость и забывчивость о Боге и людях, ежедневная опустошённость и нежелание дать Богу наполнить себя, прямо - как сообщающиеся сосуды - переходящая в нежелание налить ближнему, чего он просит. Не бойтесь падения Иерусалима, бойтесь не накормить голодного, - вот структура проповеди о Страшном суде в 24 и 25 главах Евангелия от Матфея. Не бойся, что тебе достанется, бойся, что другому не достанется.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова