Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Мф. 26, 36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.

Мк 14, 32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

Лк 22, 39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Ио 18, 1 Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его.

№148 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Дополнение Ио.

Гефсимания - по евр. Гат-шманэ, "Масличный пресс", место, где давят маслины - название оливковой рощи у подножия Масличной горы. Или название масличной рощи у подножия Оливковой горы. Всё равно.

*

Иоанн не описывает гефсиманскую молитву - Иоанн, который один из евангелистов был ее прямым свидетелем. И это не означает, что не ученик Иисуса Иоанн писал четвертое Евангелие. Есть более просто объяснение: рассказ об этой молитве не соответствовал его литературному замыслу. Либо - что память о том, что он увидел, была для него слишком дорога. Либо - и такое объяснение чаще всего выдвигается, когда заходит речь о том, что отсутствует в четвертом евангелии по сравнению с синоптиками - он знал, что о молитве написано со слов Петра. Наконец - и это самое вероятное - все эти причины могли действовать одновременно. Чем важнее решение, тем больше нужно причин, это решение подкрепляющих. Иоанн даже не называет сад по имени. Может быть, потому что название было ему неприятно: Гат-семане, "масло-давка". Масло, конечно, символ достатка, благодати, царственного достоинства, только вот очень похож человек, умащенный маслом, на человека потного - и Иисус, молившийся так, что капли пота капали на землю, словно был под прессом, который выдавливал из Него этот пот. И этот пот портил все дело, как запах чеснока может испортить все впечатление от нового знакомства. Мало кто из тех, кто готов благоговейно преклониться перед кровью Спасителя, способен так же благоговейно преклониться перед потом или благоговейно вдыхать запах пота, пусть даже Его. Приберечь бы брезгливость для греха...

19.5.2004

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова