2 Кор 8, 1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским
Следующий стих
Лк. 9, 5 «А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших»
См. Мф. 10, 14.
Господь приказывает апостолам забыть про случайности. Какой человек первым уверовал до того, что пригласил пожить у себя, у того и останавливайтесь. Если появится второй уверовавший, побогаче, пригласит к себе — не надо. Вы посланы к первому не случайно, он послан вам не случайно. Если не приняли — отряхните пыль их жилья со своих ног. Это о том, что не принявшие — погибли? Нет, это о том, что погибнет зануда, который пытается подменить собой Бога, который не верит, что Бог может спасти погибающих помимо него. Меня не послушали — ну, я не последний у Бога кадр, да Бог может и лично войти к другому в душу, тут уж не поспоришь... Меня-то Бог послал прежде всего для моего спасения, не для чужого. Мне спасительно проповедовать, а другому, может, и отвергнуть окажется ко благу. Не все же отвергают по легкомыслию — хотя, впрочем, и легкомысленных можно спасти, разве не так?
Проповедников Царства Божия отвергают, потому что проповедуют чаще не Царство Божие, а Падший Мир. Мир плох, вы его испортили — так обратитесь и покайтесь, - говорим мы людям, но ведь это неправильно. Мир — хорош. Мир — великолепен. Даже навалившись всем миром, люди не в силах капитально испортить творение. Царство Божие противоположно не тому, что окружает человека, а тому, что внутри человека. Оно — внутри, как лекарство, которое надо принимать внутрь, а не обтираться снаружи. Каяться надо не в том, что мы испортили мир, а в том, что мы недостойны мира.
Не бытие определяет сознание, наоборот. Поэтому апостол Павел ставит жителей Македонии — самой нищей страны этого региона — в пример жителям Коринфа, города тогда самого богатого: «Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским» (2 Кор. 8, 1, читается перед текстом Луки за православным богослужением, обычно осенью). Нищие дают сверх сил, а богачи жмутся. Потому что у этих нищих внутри — Царство Божие, а у богачей — Чёрная Дыра. Черная дыра всё засасывает, ничего не отдаёт, Царство Божие всё отдаёт, никого не засасывая.
Коринфянам крепко досталось от Павла, обругал он их на славу — но «конструктивно». Не отлучил, не отряхнул их прах с церковных ног. Вот что такое «церковность» - она есть род вседозволенности. Нет милосердия без вседозволенности. Верующий «переступил» - выражение Достоевского, только тот «переступил» говорил о преступнике, переступившем через нравственный барьер, но ведь и креститься, покаяться означает переступить — только в противоположном направлении. Кто один раз переступил к Богу, уже не судится — вот крик апостола Павла. Не бойтесь, духовная жизнь не учёба в университете, где чуть что — сразу отчисление.
Суровость Господа Иисуса — отряхните прах, не тратьте лишних слов — и объясняется необходимостью обозначить черту, которую нужно переступить. Слишком известны и многочисленны (мягко говоря) случаи, когда человек топчется и топчется, а переступить не хочет, капризничает — в общем, среди атеистов, среди «ищущих» так же много зануд, как среди верующих. Но если уж занудствовать, то в вере, а не в неверии, чтобы от занудства были позитивные результаты.
Современного христианина больше беспокоит судьба не своя, а неверующих, и это правильно. Не надо быть эгоистом. Но именно из альтруизма не стоит беспокойство о другом реализовывать как бесконечное приставание к другому. Отряхни прах и иди с Богом — а Бог пойдёт с тобой, но и останется жить с теми, кто тебя не принял. Он продолжит то, что начал до тебя и закончит после тебя, а ты продолжай то, что начал, приняв Бога, и закончишь, когда Бог примет тебя навсегда.
1723 |