Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф 10, 14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

Мк. 6, 11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

Лк. 9, 5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.

Ср. в проповеди при отправлении на проповедь 70 (№93 по согласованию):

Лк. 10, 10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

№72 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. См. окончание у Лк. 9,6.

Ср. 2 Кор. 8,1 (богосл. к Лк 9, 5).

Отрясти прах - не месть, а проповедь жестом. Ничего антигуманного здесь нет, этот текст отвечает не на вопрос, спасутся ли все, а на вопрос, должны ли христиане желать спасения всех: да, должны, поэтому и идут, и проверяют каждый дом, не примут ли.

"Библия переводчика" (Нэшвиль, 1990, с. 732): эти слова часто использовали для оправдания отступления в решающий момент, человек замазывает ими свое нежелание употребить последнее усилие. Отряхают пыль, когда надо работать. О Наполеоне говорили, что он умел побеждать, но не умел проигрывать — христиане умеют и проигрывать. Иисус покинул Назарет плотью, но поднялся на такую высоту, что Назарет навсегда под Христом. У Марка (6, 11) фраза про Содом и Гоморру вставка, глосса из Мф 10, 15. Лк. 9,5.

*

Чистая симпатическая магия или, точнее, антимагия. Или антисимпатическая? Короче, тщательно вытираем ноги, уходя оттуда, где нам не поверили, чтобы неверие не утянуло нас с собой. К вопросу о том, спасутся ли все, эта фраза отношения не имеет. Она отвечает на вопрос, насколько настойчивы должны быть проповедники. Прощение бесконечно, проповедь же бесконечна, но не навязчива. Сказали – и дальше. Или даже просто сидим и говорим, а уж кто остановится и послушает, это не наша забота. Но самое главное – каков отряхивающий.

Одно дело, если налицо бентля, из которой выходит загорелый, подтянутый, только что хорошо пообедавший проповедник, сообщает, что Христос воскрес, выжидает нашей реакции и, соответственно, остаётся на покрестить и поучить либо уезжает, предварительно отряхивая пыль нашего дома с туфель из крокодиловой кожи. Совсем другое дело, если нас покидает проповедник, которому ночевать негде, кредитной карточки не взял (а как ещё переводить указания Иисуса на современный язык?). Конечно, времена меняются, но не меняется одно: проповедники Христа должны всегда быть ниже тех, кому они проповедуют – не в нравственности ниже, а в социальном положении. Этим оправданы те миссионеры, которые предпочитали проповедовать сильным мира сего; но эти оправданы и те миссионеры, которые шли к нищим, предварительно став такими же нищими.

А пока с христианством чаще наоборот. Телезрители выбирают сериалы, герои которых занимают ту социальную ступеньку, на которую они хотят вскарабкаться. К Царству Небесному относятся как к возможности вскарабкаться, подняться. И поднимаются, что самое ужасное. Конечно, не по небесной лестнице, а по социальной. Тяжёлое наследие средневекового христианства – привычка действовать через государственную элиту. Конечно, все эти кардинал и архиереи, заседающие в парламентах, с точки зрения элиты ниже по доходам и образу жизни. Но с точки зрения паствы – особенно потенциально – увы, выше. Ну очень, очень хочется точки опоры повыше и рычага подлиньше, чтобы перевернуть землю. А переворачивать-то надо себя.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова