Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Рим. 5, 12.

Ср. Лк. 3, 38 - родословие Иисуса возведено к Адаму.

С Адамом сравнивал Иисуса Макарий Великий (11 слово).

Вот что пишет об этом Жан Таранюк ("Концепция "Второго Адама" в Послании к Римлянам". - Богословский вестник. №1, ноябрь 1998. Периодич. издание Заокской духовной семинарии [адвентистов], 1998, с. 5-52). Августин из сравнения Иисуса с Адамом вывел первородный грех - он был сосредоточен на Адаме, на людях, на "антропологии". Карл Барт вывел из этого, что настоящий, первый Адам - Христос, Он "истинно Человек в абсолютном смысле этого слова". Бульман видел в Адаме просто пример полноценной человеческой жизни. Додд полагал, что Павлу важнее всего было подчркнуть солидарность людей в грехе - без этого не почувствовать солидарности во Христе. Вообще в Рим. Павел изначально подчеркивает равенство всех людей (и иудеев, и язычников) в Церкви. В 1,18 - 3,20 он показывает, что и иудеи, и эллины под грехом. Авраам оправдался еще будучи язычником. Закон не есть гарантия оправдания, поэтому и обрезание может быть не нужно. Он хвалится не законом, а Христом (5 глава). До 6 гл. он говорит о тех, кто может войти в Церковь (все), а с 6-й главы - о тех, кто вошел и их проблемах. Они вошли в новый век, открытый Вторым Адамом. Второй Адам, Иисус - родоначальник вселенской семьи.

Бультман полагал, что учение об Адаме взято у гностиков, но оснований так считать нет (скорее, гностики могли это учение взять у иудеев). У Филона концепция "Проточеловека", небесного человека. Но для Филона небесный человек есть идея человека, а не конкретный, падший и умерший Адам. Важнее иудаизм, в котором была несколько эзотерическая традиция восхвалять Адама: "Сияние его подошв затмевало солнце" - равви Симеон бен Манассия, 180 г.). Из-за греха он съежился до 90 м. высоты, до этого был от земли до неба, деградировал. В апокрифах тело Адама сотворен из четырех сторон света (А - Анатолия, Восок, Д - Дисис, Запад, А - Арктос, Север, М - Мегимбрия, Юг).

Павел не озабочен первородным грехом, он озабочен вхождением смерти в мир. На поверхности контраст двух Адамов: один принес грех, второй благодать - многие умерли/многие получат благодать - осуждение/оправдание - царство смерти/царство жизни - непослушание/послушание - смерть/жизнь вечная (Рим 5, 12-21). Ср. 1 Кор, 15, 22. Но хотя психологически легче заметить контраст, он вторичен по отношению к сходству - оно в том, что один влияет на всех; это повторено многократно. Более того, действия Христа более влияют на человечество, чем действия Адама (эскалация сравнения). Отсюда в 5,15 глагол "изобиловать". Умерший Адам - воскресший Христос. В Адаме Бог благословляет все племена (Быт 1, 28) - во Христе всех спасает.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова