Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков КРОТОВ

 

 ОТВЕТЫ НА СЕМЬ ВОПРОСОВ

О ЖИЗНИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

К оглавлению работ 1980-х годов.
 
Август 1982 г. Написано для Вестник РХД по просьбе С.Бычкова, опубликовано, стало предметом допроса - видимо, Бычков и раскрыл авторство. В прямых скобках страницы публикации

//с. 215//

Были ли в истории РПЦ времена, похожи на нынешнее время?

— К сожалению, сегодняшнее положение РПЦ кажется мне совершенно подобным ее положению и сто, и двести лет назад. Во всех основных областях ничего не изменилось. Иерархия — так же, как и сто лет назад, благопослушна власти, в том числе и в церковных вопросах, она пассивна и не выполняет своего пастырского долга; белое духовенство по-прежнему ограничивается требоисправлением, сытоядением и так же игнорирует духовные интересы паствы и нужды Церкви. Миряне столь же христиански невежественны, обрядоверны, безынициативны. Как и сто лет назад, тут и там встречаются исключения, лишь подчеркивающие общий траурный фон. Вся новизна в РПЦ вызвана, увы, событием внешнего порядка: сменой власти. То положительное, что принесла эта смена — очищение от лицемеров — давно позади; выяснилось, что отнюдь не в отсутствии лицемеров залог здоровой жизни Тела Христова. Второе положительное явление — прекращение гнусного сожительства с псевдо-христианской властью — сведено на нет тем, что иерархия вступила в гнусное же сожительство с властью анти-христианской.

Соответственно отвечаю на первое: «Если были (неблагоприятные, как ныне), то, каким образом РПЦ смогла преодолеть и выстоять времена неблагоприятные?» — РПЦ ничего не выстаивала, тем более, не преодолевала. Она все — и царя, и советы — перележала наподобие куска теста (увы, без евангельских дрожжей), который не смолоть, ни сжечь, ни вытоптать. //216//


В чем, на ваш взгляд, заключаются причины сегодняшнего положения Церкви?

— «Сегодняшнее» положение длится уже лет триста. Сегодня — это часть целой эпохи, Нового времени. Средневековые христиане поняли тщету пассивного ожидания Царства Божьего в катакомбах и попытались сами его построить, но забыли (не открыли, вернее) необходимые для этого условия. Люди нашей эпохи эти условия обнаружили — личность, творчество, свобода — но одновременно с отвержением отвергли Бога, замаранного средневековой ложью. Теперь строят Царство Божие без Бога. Современный мир считает христиан закостеневшими в средневековье (что в целом верно), смеется над ними — и поделом, так как христиане сегодня разграничили Церковь от мира и в миру строят то же самое безбожное Царство. Если на Западе средневековое христианство рано переросли и почтительно, вежливо отодвинули, то в России его терпели дольше, за то и откинули резче, грубее, смелее. Сейчас русский народ в большинстве безрелигиозен, строит все то же царство брюха и если поругивает верхи, то лишь за то, что брюхи набивают неравномерно.

Как вы оцениваете сегодняшнюю церковную ситуацию?

— Перечислю, с чем РПЦ встречает свое тысячелетие.

1. Изоляция Церкви от исторической жизни, оправдываемое антихристианской направленностью эпохи.

2. Покорное приятие Церковью своей изоляции, что ничем оправдать нельзя.

3. Прислужничество РПЦ перед антицерковной властью; конечно, Константину тоже прислуживали, но здесь Миланским эдиктом и не пахнет. На вооружение взята любимая пословица пропагандистов: «не до жиру, быть бы живу»; но что у них — жир, у нас — Бог.

4. Расколотость сознания на общецерковном и личном уровне: теоретическое стремление к Царству Божьему, практическое строительство Царства безбожного.

Если, на ваш взгляд, обстановка неблагоприятна, что вы предлагаете?

— Заявляю отвод слову «неблагоприятна»; для Церкви всегда «время благоприятно, час спасения». //217//

Я предлагаю понять: нельзя более спасение человека отделять от спасения мира; неблагочестиво бросить плуг до окончания сева и ждать, что Господь Бог засыплет в закрома зерно; кощунственно видеть Церковь как часть мира, а не наоборот.

Заведомо тупиковые пути: стараться поддерживать статус кво; приспосабливать Церковь к миру, бороться с миром его же средствами. Требуется: преобразить и Церковь, и мир. Задачи христиан в современном мире и пути решения были обдуманы и выяснены деятелями религиозного Ренессанса начала века. То, что называют возрождением сейчас, это явление количественное и не столь уж многочисленное, возрождение начала века было, напротив, процессом качественным. Оно шло в различных сферах — живопись, литература, философия — но определяющим было возрождение рел-философское, христианское. Деятели его, как в свое время св. отцы сумели указать христианства в новой эпохе, способы сделать эпоху христианской. Общее направление их мысли: вобрать в христианство все положительное, что накопило новое Время (и чем оно сами не сумело воспользоваться в силу своего атеизма). Предупреждение: синтез христианства с новооткрытыми (но залегающими в Боге) ценностями личности, свободы, творчества, был осуществлен на самом общем, высоком философском уровне. Сегодня наша задача не столько переживать сказанное, сколько переварить его, соответственно изменив свое поведение, большие и малые идеалы. Еще предупреждение: вливание в христианство нового не означает выливания старого. Слава Богу, христианство не бассейн из учебника арифметики.

Какова на сегодня роль мирян в Церкви? Священников? Епископов?

1) Иерархия. Традиционно консервативная (чем и полезная) сила. Христиане каждой Церкви имеют ту иерархию, которую они заслуживают (порождают, даже в буквальном смысле). Сегодня иерархия в РПЦ пустое место, особых надежд на будущее тоже нет. Хотя семьдесят мужиков, не обремененных семьями, могли бы быть посмелее.

2) Духовенство. Занимает промежуточное положение, и к нему относится и выше- и нижесказанное. В целом верхи Церкви могут что-то сделать для Церкви лишь безотносительно своего чина, на общих основаниях. //218//

3) Миряне должны делать свою работу — да еще две трети того, что должны бы делать пастыри. Их роль решающая сегодня во всем: богослужебное обновление, богословие, философия, искусство, наконец, просто христианская жизнь — все на них. Мы имеем величайшую в истории РПЦ свободу пасомых, полное отсутствие промежуточных ступеней (и заслонов) между христианином и Христом. Увы, реализаций мало, и, прежде всего, скудна общинная жизнь — камень во главе угла.

Ваш взгляд на будущее РПЦ?

— Будущее зависит, извините, от нас; без наших усилий Богу с Россией вообще и ее Церковью в частности не совладать. Надо, извините еще раз, Ему помочь. Для воодушевления советую помнить: во-первых, светильник Русской Церкви ничем не лучше светильника, к примеру, церкви Пергамской и так же может погаснуть. От нас зависит, чтобы миссия русского христианства не оказалась исчерпанной в прошлом. Хорошо ли светильнику превратиться в скопление светляков на гнилушке? Во-вторых, светильник РПЦ не может все время гореть на лампадном масле, пора подумать и об электричестве. В наши дни Христос непременно вручил бы умным девицам что-нибудь на батарейках. В-третьих, спасти христиан и окружающую их среду может лишь полный поворот в мозгах, тотальная переоценка ценностей на всех уровнях сознания.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова