Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков КРОТОВ

 

 

Советы студенту

 

 

 

К оглавлению работ 1980-х годов.

В ТЕМЕ «ИЗВЕСТИЯ ИНОСТРАНЦЕВ О БЫТЕ И НРАВАХ РУССКИХ КОНЦА XVI В.» ЧУВСТВУЕТСЯ СЛЕДУЮЩАЯ ПРОБЛЕМА. 

В числе прочих социо-культурных феноменов существует понятие куль-турно-этнического стереотипа социального поведения (что сейчас называют обычно «образом жизни»). Исследовать его можно на разных уровнях (модели поведения разнятся даже в соседних деревнях), но данная тема предполагает столкновение двух достаточно крупных моделей: европейской и русской. По-добное противопоставление для допетровской эпохи вполне корректно; не сле-дует, впрочем, забывать и о географически соседней модели: азиатской, точнее, мусульманской. Теоретически изучение моделей поведения это кропотливое занятие: надо изучить в отдельности каждую модель, а затем сравнить получен-ные данные. На практике есть более простой путь: изучить результаты столкно-вения моделей в историческом общении. Это и есть «известия иностранцев». Вопросы, которые следует задавить источнику (т.е. методология), мне кажутся примерно последовательно следующими. 

1. Какие явления интересуют каждого иностранца (систематизи-ровать по видам, удельный вес каждой категории у отдельного автора). 

2. Особенности точки зрения автора, избирательности его инте-реса; выявить их зависимость от социального, культурного и профессионального его положения. 

3. Общее у этих авторов (определяемое тем, что они не просто «иностранцы», а все, по странной игре природы и методички, европейцы). Это общее и есть, с одной стороны, проявление их принадлежности к одному культурному целому, с другой — характеризует отличие их модели поведения от нашей. Это отличие, наверное, можно сформулировать и философски покейфовать над ним. 

4. Еще неплохо бы: посмотреть известия русских о Европе при-мерно того же времени и определить, верно ли мы определили различия моделей (тут еще выявиться принципиальная разни-ца путешественнических интересов). 

5. Еще интересно: посмотреть известия восточных людей того же времени о Европе и России. Улавливали они разницу меж-ду ними и, если да, то такую же, как мы определили, или нет? 

6. Аналогично: известия европейцев и русских о Востоке. 

7. Длинный перечень вопросов к составлению монографии о белых медведях (вопросов чисто количественных, научных) Стерн неожиданно завершает одним качественным (по-моему, остроумно): «Лучше ли белый медведь серного медведя?!». Для себя можно подумать изменились ли модели за триста лет, исчезло ли различие между ними, и — лучше ли... 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова