Яков Кротов
ДНЕВНИК ЛИТЕРАТОРА ЗА 1996 ГОД
К оглавлению дневника литератора в целом;
К оглавлению дневника за 1996 год
См. Диссидентство.
16 АВГУСТА 1996 Г.:
ВСЕ КРАЙНОСТИ — ЛОЖНЫЕ
Первая публикация: в газете
"Сегодня".
Переиздано в сборнике.
Статья Виктории Шариновой "Правозащитники и современная Россия" (Сегодня, 17.8.96)
является классическим случаем навязывания читателю выбора из двух крайностей,
причем, как это обычно бывает, и крайности-то выбраны ложные. Либо читатель соглашается
с автором, что война в Чечне справедлива, что у наций нет права на самоопределение,
а национальное государство — утопия, что Явлинский - политический импотент, а
Ельцин - отец русской демократии, либо читатель не соглашается с автором и оказывается
в жалкой кучке диссидентов, которые за доллары плюют в свою Родину и не понимают,
что живут в новой, свободной стране, где критиковать власть гадко и неуместно.
По крайней мере десять разных проблем сведены воедино: (1) судьба империй (2)
право наций на самоопределение (3) чеченская преступность (4) чеченское стремление
к независимости (5) отношение к Явлинскому (6) допустимость критики России в международных
организациях (7) оценка возможностей России (8) оценка степени демократичности
современной России (9) допустимость получения премий и грантов на правозащитную
деятельность от иностранных организаций (10) нравственные недостатки диссидентов.
Автор статьи связывает эти вопросы в жесткую систему, своеобразный тест, причем
отвечать надо по двоичной системе. И только тот, кто думает, как автор, по всем
девяти вопросам, является "нормальным" человеком, а не вздорным склочником и предателем
Родины.
На самом деле, конечно, десять затронутых проблем носят качественно разный
характер, на какие-то можно ответить однозначно, а какие-то относятся к числу
"вечных". Право наций на государственность, степень возможного суверенитета Чечни,
судьба Российской империи, — это вопросы вечные, которые пусть остаются великим
мыслителям и пикейным жилетам. Однозначность, с которой им дают однозначное решение
многие современные русские интеллигенты (и г-жа Шаринова), достойна лучшего применения.
Напротив, однозначно можно сказать, что преступность плоха всякая, в том числе
чеченская, что чеченцы и диссиденты не святые (не все, во всяком случае), но греховность
людей не имеет никакого отношения к качеству защищаемых ими идей.
Автор этих строк неоднократно и резко критиковал в печати того же В.Буковского
и других осевших зарубежом диссидентов за слишком агрессивное и нетворческое отношение
к современной русской действительности, критиковал и увлечение некоторых правозащитников
работой "для галочки" в отчете зарубежного спонсора, пренебрежение к агитации
собственно в России. Поэтому теперь я с чистой совестью могу сказать г-же Шариновой,
что проблема нравственности и разумности отдельных диссидентов никак не связана
с решением вопроса о статусе Чечни или о необходимости правозащитного движения.
Правота диссидентов никак не связана с тем, откуда они получают деньги, сколько
времени проводят за границей, как правота печатающихся в газете "Сегодня" или
журнале "Итоги" людей (к числу которых имею честь относиться и я) никак не связана
с тем, от кого получают гонорары они. Стоит освежить память о гебистских воплях
про "кучку отщепенцев, продавшихся за джинсы", чтобы не вести полемики на таком
уровне. И уж вовсе ни к селу ни к городу в один ряд с мировыми проблемами
поставлен ничтожный вопрос о том, за кого следовало голосовать на прошедших выборах.
Г-жа Шаринова "представляет себе", как Явлинский не справлялся бы с проблемами
в качестве президента. Я голосовал за Ельцина и потому с чистой совестью говорю,
что "не представляю себе", чем в этом смысле Ельцин лучше Явлинского. Одно представление
против другого — к этому и сводятся все наши политические страсти.
Вопрос о независимости Чечни относится к числу "вечных". Можно быть сторонником
этой независимости, можно быть противником, но вот чего нельзя — так это делать
вид, что вопрос этот простой, что во всем мире уже научились решать подобные проблемы.
Не научились! Проблемы независимости Палестины, Тибета, Северной Ирландии, Курдистана,
Корсики, Квебека, — проблемы сложнейшие. Отвечать на них бранью в адрес "террористов"
и "разбойников", наивным удивлением: "Никто не мешает ни по-чеченски говорить,
ни исповедовать ислам", — всё равно, что повторять клише коммунистической пропаганды
относительно стран Прибалтики. Литовцам, эстонцам, латышам почему-то было мало
культурной и религиозной автономии; не поняв их чувств, мы, русские, в конечном
счете лишь ухудшили положение своих же соотечественников, живущих в этих странах.
К сожалению, русская интеллигенция с момента своего появления на свет и по сей
день в целом не сочувствует национальным движениям. Проявляется в этом её связь
с имперским сознанием или её беспочвенность — другой вопрос, но самым ярким доказательством
нашей глухоты к национальной проблематике является вековой скепсис даже лучших
представителей России к независимости Украины.
Г-жа Шаринова упрекает правозащитников в большевизме, потому что большевики
провозгласии право наций на самоопределение; но и её можно упрекнуть в большевизме,
ибо именно большевики были на практике и в теории последовательными сторонниками
слияния всех наций в один сектор ЦК. Только, думается, лучше всем воздержаться
от упреков, а просто терпеливо распутывать гордиев узел национализма. С нравственной
же точки зрения, все упреки в адрес чеченцев упраздняются тем фактом, что именно
президент Ельцин, восхищающий Шаринову, предложим нациям России брать сколько
угодно суверенитета. Она эти слова цитирует, но, видимо, считает их шуткой или
оговоркой; только в политике шутки и оговорки стоят большой крови.
Правозащитники абсолютно не святы, но это не означает, что не надо бороться
за права человека. Среди чеченцев есть преступники, но это не означает, что независимость
Чечни — бред. Точно так же, абсолютно права Шаринова, когда пишет, что "в России
заложены огромный потенциал самосовершенствования, энергия развития, прогресса,
роста" — и точно так же этот тезис никак логически не связан с её безоговорочной
поддержкой нынешней власти. Потенциал у нас огромный, это бесспорно, но утверждение,
что "у нас свободная печать" — спорно. Свободной печати вообще нет, в том числе
в странах с капиталистической экономикой. Какая экономика в России, можно спорить,
но несомненно же, что зависимость газет от коммунистов сменилась зависимостью
от банков, муниципальных властей и т.п.
Шаринова считает, что живет в "демократической России", другой автор газеты
"Сегодня" совсем недавно заявил, что демократичность России доказывается тем,
что в ней уже два раза подряд прошли свободные выборы. Но ведь критерии демократичности
могут быть и другие, и не из одних свободных выборов складывается демократия.
Во всяком случае, в понятие демократии входит и свобода критики своей страны как
внутри её, так и за её пределами. Что имеет в виду Шаринова, когда пишет, что
"американцы не допускают никакой критики своей страны за границей при безусловном
допущении ее у себя дома"? Это недоразумение; даже если бы это было правдой, не
стоило бы подражать США в этом отношении. На самом же деле, Запад — включая США
— создал огромную интернациональную систему общественных организаций, целью которой
является именно свободная критика национальных государств и давление на их правительства
извне. Демократия заключается, помимо прочего, и в праве выносить сор из избы.
Сегодня в России действительно есть свобода слова, практически не ограниченная
правительством, ограниченная лишь своеобразием российской экономики. Самой большой
угрозой для свободы слова становится наша собственная — пищущих людей — нетерпимость
и нервность, сводящая всё к тем же крайностям. В представлении Шариновой, пресса
подхватила идеи правозащитников, "на протяжении многих месяцев стране внушалась
мысль о свободолюбивом чеченском народе, который с оружием в руках защищает свою
независимость от Чечни". Но ведь вовсе не так! Достаточно сказать, что (перечисляя
в алфавитном порядке) "Комсомольская правда", "Московский комсомолец", "Сегодня"
последовательно защищали действия армии в Чечне, обличали террористов, требовали
ужесточения политики в отношении чеченцев. Три этих газеты в целом уже составляют
изрядную долю российских медиа. Лишь немногие газеты действительно были настолько
неадекватны, что "воспевали" чеченцев. Большинство журналистов защищали право
мирных жителей Чечни не жить под бомбежками и артобстрелами, защищали право русских
солдат не гибнуть от ошибок командования.
"Поучения" от правозащитников и от международных организаций г-жа Шаринова
отвергает: "Мы всему, что нам на пользу, сами научимся". К сожалению, из этого
"мы" она заранее исключила всех, кто не во всём с ней согласен: сторонников Явлинского,
противников бомбардировок Чечни, да и любых критиков тех недостатков, которые
кое-где у нас еще порой, возможно и встречаются. Она призывает "апеллировать к
широкому общественному мнению в своей стране", но ведь сотни правозащитников России
только и мечтают, чтобы их услышали в своей стране, здесь проводят конференции,
ведут работу по сбору конкретных материалов о том, что мешает развитию демократии
в России, о нарушениях прав на жизнь, труд, свободу совести. А "общественное мнение"
остаётся в значительной степени глухим, во-первых, потому что все и так прекрасно
знают, насколько далека еще Россия от демократии, во-вторых, потому что одни журналисты
трусят писать даже об "отдельных недостатках", а другие искренне считают, что
"все хорошо" и грандиозный потенциал России вполне реализован "мощным Ельциным"
(выражение Шариновой).
Есть нам чему учиться или все уже сдано на отлично? Входят сколько-нибудь несогласные
с нашими политическими взглядами русские люди в понятие "общественного мнения"
или они все "подонки" и "отщепенцы"? Будем мы учиться, пропагандируя свои мысли
и обличая идейных противников или хотя бы слегка инакомыслящих собратьев по интеллигентскому
сословию, или все-таки мы будем учиться в режиме диалога со всеми, будем учиться
спокойному, без крайностей обсуждению сложных проблем? Будем мы только поклоняться
демократии или мы будем демократичны? Будем только умны или еще и вежливы? Научимся
не быть аполитичными, отстаивать собственные взгляды и при этом не поносить чужие,
и уж тем более исключать как нечто немыслимое разговоры о том, кто, сколько и
от кого получает гонораров и премий? Научимся мы обращать внимание прежде всего
на то, что нас сближает, или по-прежнему будем выискивать несогласия? Всему научимся,
все будет — по мере того, как исчезнет страсть поучать и истреблять словами или
бомбами несогласных с нами.
|