Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 1999 год
НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 10 июня 1999 г. и ранее
Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь"
Вернуться к предыдущему обзору Иностранные
события
1. Светлана Карпова из Минска (Известия, 9.6.1999):
на месте трагедии в Минске планируется поставить памятник в сороковой день. Уже
сейчас тут "мемориал скорби": фотографии погибших, цветы и свечи. Так у нас ставят
венки на месте автокатастроф. Но видится в этом та же духовная сила, которая погубила
несчастных, точнее, то же сведение духа к физиологии, когда можно топтать людей,
потому что нет подкожного, автоматического страха причинить другому неудобство,
зато есть подкожная уверенность в том, что символ может
подправить прошлое. Если бы мог — вся земля была бы уставлена памятниками, т.к.
нет места, где не погиб кто-нибудь. Символизацией особенно занимаются там, где
нет возможности работать.
2. Виктор Илюхин заявил, что НАТО готовит нападение на Белоруссию:
заявят, что белорусы угнетают поляков, живущих в стране, и будут бомбить. Лукашенко
провел двухдневные учения — граждане репетировали поведение во время бомбежек
(по телевизору показывали до боли знакомые советские сцены учений, густо пахнущие
липой). Крепкая связь с атеизмом: уверенность в том, что нет правды, а есть только
гипноз — нет резни в Косово, как нет резни в Белоруссии, а кто смел солгать, тот
и победит.
3. Вл. Скосырев (Известия, 9.6.1999): адвокаты Пиночета решили
не оспаривать решения Высокого суда в Лондоне о его выдаче. Комментарий Скосырева
выводит разговор за рамки столкновения апологета диктатуры Новодворской и апологетов
права. Он пишет: "Мир меняется, меняются и нормы международного права. Наши соседи
в Западной Европе уже приняли ... что категория прав человека носит универсальный
характер и нарушения этих прав ... не могут быть оправданы ссылками на необходимость
защиты национального суверенитета". Поэтому одобрили обвинение Милошевичу — оно
невовремя (хотя в конечном счете, Милошевич все равно сдался), "но еще более убедительны
слова обвинителя трибунала о том, что не должно быть никаких препятствий против
предъявления обвинений главам государств, если с их санкции совершаются зверства
против мирного населения. Диктаторы должны знать, что возмездие за их преступления
неотвратимо".
4. Трагедия в Колумбии, город Чин-Чина: местные власти разрешили
250 семьям поселиться на землях местного университета, а теперь потребовали уходить
— начался бунт, нападения на полицейских. Один погибший: не полицейский, а "свой",
уговаривавший собратьев по несчастью не насильничать — и его забили ногами до
смерти, причем камера это снимала — а избивавшие знали, что их снимают, били,
натянув на головы рубашки. Хороший образчик социалистической психологии: доброту
ненавидят больше всего, и добро защищают ненавистью.
5. В США апелляционные судьи подтвердили решение судьи Пейтел
из Калифорнии о том, что правительство не имеет права ограничить свободу пересылки
по интернету программ — на правительство подал Дэниэл Бернстайн из Нью-Йорка,
чтобы показать идиотизм запрета на экспорт шифровальных программ. "Криптография,
гласит вердикт, не должна являться государственным секретом, но, напротив, предназначена
для того, чтобы защищать частную жизнь граждан". То же можно сказать о христианских таинствах,
о тайнах веры — они не собственность боссов от религии, и даже не Божья собственность
(для Бога тайн нет), они — для нас.
6. Вот еще двое иностранцев (Общая газета, 10.6.1999). Владимир
Буковский, бывший диссидент критикует европейцев за попытку создать единую Европу
— выйдет плохо, как СССР. "Они мне говорят: вы, русские, славяне, варвары, поэтому
и социализм, и Советский Союз у вас получился варварским". Буковский выдумал таких
глупых европейцев или специально знакомится только с идиотами? От СССР единая
Европа отличается добровольностью, от социализма — частной собственностью. И славяне
в этой единой Европе есть, никто их варварами не считает. Буковский считает, что
в единой Европе будет такая же коррупция как в СССР и приводит пример с увольнением
всех брюссельской комиссаров ("комиссары бесконтрольны, как и Политбюро, они сами
себя назначают и решают, как нам жить. Аппарат управления у них такой же гигантский,
как в СССР"). Типичные разговоры англичанина. Может быть, бюрократ в Брюсселе
и решает, какой длины должны быть бананы в Европе, Политбюро до этого не опускалось
— оно решало, как мыслить. Буковский это крепко забыл. А если он действительно
считает, что Европа стала социалистической ("Левизна овладела Западом ... на Западе
властвуют меньшевики"), почему не борется с этим социализмом, как боролся в России,
как борются с левыми многие христиане Европы и США? Для себя у Буковского есть
оправдание: "Нам не дали добить коммунистическую власть. Мы могли ее добить, но
у нас на рукавах повис Запад, не позволив того сделать ... Правящий западный истеблишмент
отлично понимал: если процесс начнется и будут открыты все секреты, это его сильно
заденет, выявит тесные связи с советским руководством". Как будто связи с нацистами
помешали Нюрнбергу! Буковский, как и Гайдар, и Явлинский, допускал все одну ошибку:
считал быдлом людей, адресовался вверх, а не вниз, пытался пожать свободу, не
сея ее — а теперь плюет на тех, кто составляет почву свободы.
7. По телевизору показывали, как сербы в Белграде празднуют
окончание войны: показывают в камеру растопыренные пальцы и кричат "Победа". Над
кем победа? Какая победа? Пьют шампанское. Наш комментатор (правительственный):
не понимают, что нечему радоваться, ведь скоро к ним хлынут беженцы из Косова.
Доказательств этому не приводят. Античный героизм обернулся бездумной, животной
радостью.
8. Более всего мы беспокоились, как бы нашими войсками не
командовали НАТО. А что страшного в том, чтобы командовали? Средневековые представления
о чести. Жизни людей не так важны, как кто кем командует.
9. Комментарии к миру: Максим Юсин (Известия, 5.6.1999): "Испытания
миром власть Милошевича едва ли выдержит. ... Не судят, как известно, только победителей.
Но Милошевич войну проиграл. Он и не мог ее выиграть, А раз не мог — не должен
был, не имел права ввязываться. Должен был капитулировать либо сразу, как только
получил в Рамбуйе ультиматум НАТО, либо после первых дней "символических" бомбежек,
когда еще почти никто не погиб ... Милошевич же упорствовал 72 дня. Упорствовал,
обрекая на неисчислимые страдания граждан своей страны ... А в итоге все равно
сдался. И при этом согласился на условия гораздо более жесткие, чем те, которые
ему пытались навязать в Рамбуйе. Во Франции сербам предлагали оставить в Косово
одиннадцать тысяч военнослужащих. Сегодня речь идет о нескольких сотнях". За десять
лет своего правления Милошевич развалил страну, растратил все наследство социализма
в войнах, начиная с кровавой и бесславной экспедиции в Словению летом 1991 года".
10. Маргарита Кокорина (Иностранец, 26.5.1999): в деревне
Лавумисе (Свазиленд) вождь приказал местным протестантам обязательно участвовать
в танце умхланга, традиционный обряд для молодежи. Уклоняющихся от танца будут
штрафовать — брать одну корову (штрафовать будут и пасторов). Христиане не пускают
дочерей танцевать умхлангу, так как танец исполняется нагишом, в юбочке из бисерных
ниточек. Юношей не пускают, так как нужно убить быка во время обряда. И тоже,
наверное, вождь Лусекване, как наши боссы, рассуждает про то, что национальные
традиции есть основа духовности и благосостояния...
Российские события
1. Досье несвободы: "Аргументы и факты" (№21) опубликовал сравнительную
таблицу привилегий инвалидов и чиновников. У чиновников намного больше, вплоть
до прикрепления к спецполиклинике со всей семьей. Но несвобода не в перепаде привилегий,
а в согласии на привилегии вообще, и в том, что без всякого возмущения сообщают:
мэрия тратит более полумиллиарда рублей на "свои" газеты и телеканал (т.е. 20
миллионов долларов).
2. Чубайс дал интервью газете "Аргументы и факты" (№21). Заявляет,
что не крал ничьих денег: "не было же денег ни у кого". Правда, не утверждает,
что заработал свое состояние честно. И проговаривается: не надо проводить всеобщую
чистку, "результат будет один-единственный: те, кто ближе к власти, точно так
же незаконно захапают все, что сумеют оторвать у предшественников". Дивный стриптиз.
Кстати, наш либерал говорит: "Государство должно быть выше бизнеса".
3. Вдова поэта Юрия Левитанского (22.1.1922 - 25.1.1996) Ирина
Машковская вспоминает, как ее муж в 1995 г., получая от Ельцина госпремию заранее
подготовил речь (и напечатал ее, и прочел), в которой протестовал против войны
в Чечне и говорил, что не вся интеллигенция за эту войну. "Я следила за лицом
Ельцина — оно у него такое стало... Но мужество поступка Левитанского он оценил
вполне — к Юрию Давыдовичу Ельцин подошел к первому с бокалом шампанского". Умер
Левитанский от разрыва сердца после встречи в мэрии, куда позвали интеллигентов
и где он тоже стал возмущаться войной в Чечне. Умер прямо там, на встрече. Я
горжусь тем, что после одной из моих статей против войны в Чечне Левитанский мне
позвонил и одобрял мою позицию. Какая еще нужна канонизация и святость? Левитанский
в 65 оставил семью и женился на 19-летней студентке, причем, по ее словам, "как
человек старой закалки ушел из семьи, ничего с собой не взяв". Поэтому последние
годы его прошли в нищете, и это уже во второй раз он так бросал семью — оставляя
все, шикарную квартиру и т.п. И хотя бросать семью нехорошо, но вот эта "старая
закалка" — как ее не хватает многим праведникам. Настоящая нищета
духа не в том, чтобы жить скромно, не жадничать, не гнаться за деньгами — в том,
чтобы уметь начать все с нуля.
4. Марина Гриднева (Московский комсомолец, 6.6.1999) рассказывает об итогах
следствия по делу Александра Кузьминых, матроса с
подводной лодки "Акула". 11 сентября 1998 года Кузьминых захватил торпедный отсек
лодки, убив нескольких сослуживцев, и чуть было не взорвал ядерные заряды, но,
видимо, рука у него дрогнула и он взорвал запальный заряд преждевременно, погиб.
Уговаривать Кузьминых приезжали его родители, привозили священника, которого он
отказался слушать, потому что неверующий. Гриднева делает вывод: "Дело закрыто.
Наказывать некого". Между тем, даже из ее описания ясно, что подлежит наказанию
военный врач, распознавший у Кузьминых признаки стресса (юноша болезненно переживал
изоляцию от коллектива, считал, что его унизили, заставив работать на кухне чернорабочим.
А ведь подлодка — замкнутое пространство, тут нужна особая бдительность к психологии.
Виноваты и двое старослужащих, которые "ударили Кузьминых пару раз". Гриднева
считает, что виноваты не они, а обидчивый Кузьминых, ведь "любой "дух" забыл бы
об этом уже на следующий день". Знакомо: в тоталитарной стране виноват не ударивший,
а обидившийся. "Обидчивый" — самое распространенная
брань у нас. Честного считают амбициозным, заносчивым, прилагая к нему слова,
допустимые лишь в обществе свободных и нравственных людей, а не в обществе холопов.
Вот людей, которых обижаются на Бога, действительно можно было бы называть обидчивыми
и амбициозными (гордыми) — ведь Бог не лишил нас свободы. Но как раз этих обидчивых
обидчивыми ни в коем случае называть нельзя — обидятся еще больше.
5. Досье несвободы: Сергей Григорьянц (Московский комсомолец,
7.6.1999), руководитель правозащитной организации "Гласность", описывает, как
минюст отказал в регистрации практически всем правозащитным организациям. С трудом
зарегистрировали только Московскую хельсинскую группу, слишком велико было международное
давление. При этом власть регистрирует филиалы нацистской партии Баркашова. Вспоминается
спор, развернувшийся пару лет назад между правозащитниками: одни ратовали за сотрудничество
с властью, другие хотели оставаться независимыми. Нечистота спора была в том,
что отказавшихся сотрудничать с властью теперь давят. Можно надеяться, что чистота
Бога и в том, что Он не будет давить тех, кто отказался сотрудничать с Ним, только
за это.
6. Книжное обозрение (1.6.1999) анекдот о Ельцине: чтобы поразить
народ, он выучился ходить по воде, первое публичное выступление — Ельцин идет
по Москва-реке. Зевака: "Смотрите, наш президент даже плавать не умеет". Хотя
бы по этой причине не стоит рассчитывать, что рассказы о чудесах, укрепляющие
уже имеющуюся веру, обратят к вере. И Христос творил чудеса, откликаясь на веру,
а не пытаясь победить скепсис.
7. Досье несвободы: Аргументы и факты (№22, 2.6.1999) объясняет,
почему чекисты "контролируют всю электронную почту". Объяснение, как и все, исходящее
из недр чеки, шизофреническое: с одной стороны, якобы такой контроль дело нормальное
("контроль спецслужб за телекоммуникационными сетями ведется во всех развитых
странах", "связи через Интернет иностранных спецслужб со своей агентурой"), с
другой — "оперативно-розыскные мероприятия ... проводятся только при наличии судебного
решения".
8. Андрей Новиков из Рыбинске (Известия, 9.6.1999) предлагает
официально провозгласить в России крепостное право: "Когда бедный не получает
и того, что должен получить, он уже и бедным-то быть перестает. Он становится
рабом. ... Господа решают, что можно не платить ... Деньги люди добывают иначе:
присваивая себе ценности, используя служебное положение, и т.д. .. На одной фабрике
Рыбинска я видел как работницы разыгрывали зарплату в рулетки — кому первой ее
получать ... И в стиле поведения "господ" тоже прослеживаются элементы социализма:
они также запросто, как недавно партсовноменклатура, перераспределяют квартиры,
путевки, вакансии". Интересно подмечена связь социализма и рабства
со жребием, верой в случай, неверием в Промысел. Вера в провидение освобождает.
9. Ольга Меньшикова (Известия, 9.6.1999) из Всероссийского
центра уровня жизни: средний заработок в России тысяча рублей (сорок долларов),
причем люди хотели бы получать в три раза больше (немного). В 1990 г. зарплата
реально была в 2,3 раза выше чем сейчас (можно купить не два набора прожиточного
минимума, а четыре с половиной). Ниже всех зарплаты у ученых, в торговле и общепите,
здравоохранении, культуре, образовании, чуть выше в сельском хозяйстве. Средняя
выводится, видимо, за счет объединения большинства людей с военными и чиновниками.
Люди больше кормятся от шести соток. "Многие считают, что такие изменения в доходах
россиян — закономерный путь, характерный для рыночной экономики. На самом деле
в конце этого пути лежит делянка в шесть соток, на которой работник выращивает
все необходимое для жизни". Это не так абсурдно, подчеркивает Меньшикова, уже
сейчас доля доходов от собственности и предпринимательства у нас выше, чем в Америке,
хотя это официальная статистика, не учитывающая челноков и теневой экономики.
А ведь частной собственности и бизнеса у нас намного меньше.
10. Московское досье: дума города решила перенести выборы
Лужкова на декабрь. Характерно, что все, кроме депутатов, говорят: это чтобы Лужков
мог идти на президентские выборы, не боясь перестать быть мэром. Если это так,
то выдает не большой ум (как полагают комментаторы), а малое представление о том,
что значит быть мужчиной.
11. Андрей Золотов-Светозаров, представляющийся членом подготовительного
комитета Международной ассоциации православных журналистов, помнится, первый русский
журналист, получивший Темплптоновскую премию за статьи, пропагандирующие веру,
рассказывает о Первой международной конференции православных журналистов (75 участников),
организованной молодежной православной организацией "Синдесмос"
в Греции. Участники конференции приняли обращение с протестом против агрессии
НАТО, причем отказались ее подписать о. Сергий Гаккель ("из "свободной" Великобритании",
саркастически пишет Золотов) и некая "последовательница отца Георгия Кочеткова",
которые просили в документе упомянуть косовских беженцев, писать о жертвах "без
разбора их национальности и вероисповедания". Православные журналисты гордо отказались.
Теперь я знаю, что такое "православный журналист" — это человек, которому жалко
только своих, лакеи, обслуживающие только свою конфессию. Неясно одно: почему
Золотов не вернул Темплтоновскую премию, полученную от гражданина омерзительной
Великобритании?
Перейти к следующему обзору
|