Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

 

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 1999 год

НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ:  10 июня 1999 г. и ранее

Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь"

Вернуться к предыдущему обзору

Иностранные события

1. Светлана Карпова из Минска (Известия, 9.6.1999): на месте трагедии в Минске планируется поставить памятник в сороковой день. Уже сейчас тут "мемориал скорби": фотографии погибших, цветы и свечи. Так у нас ставят венки на месте автокатастроф. Но видится в этом та же духовная сила, которая погубила несчастных, точнее, то же сведение духа к физиологии, когда можно топтать людей, потому что нет подкожного, автоматического страха причинить другому неудобство, зато есть подкожная уверенность в том, что символ может подправить прошлое. Если бы мог — вся земля была бы уставлена памятниками, т.к. нет места, где не погиб кто-нибудь. Символизацией особенно занимаются там, где нет возможности работать.

2. Виктор Илюхин заявил, что НАТО готовит нападение на Белоруссию: заявят, что белорусы угнетают поляков, живущих в стране, и будут бомбить. Лукашенко провел двухдневные учения — граждане репетировали поведение во время бомбежек (по телевизору показывали до боли знакомые советские сцены учений, густо пахнущие липой). Крепкая связь с атеизмом: уверенность в том, что нет правды, а есть только гипноз — нет резни в Косово, как нет резни в Белоруссии, а кто смел солгать, тот и победит.

3. Вл. Скосырев (Известия, 9.6.1999): адвокаты Пиночета решили не оспаривать решения Высокого суда в Лондоне о его выдаче. Комментарий Скосырева выводит разговор за рамки столкновения апологета диктатуры Новодворской и апологетов права. Он пишет: "Мир меняется, меняются и нормы международного права. Наши соседи в Западной Европе уже приняли ... что категория прав человека носит универсальный характер и нарушения этих прав ... не могут быть оправданы ссылками на необходимость защиты национального суверенитета". Поэтому одобрили обвинение Милошевичу — оно невовремя (хотя в конечном счете, Милошевич все равно сдался), "но еще более убедительны слова обвинителя трибунала о том, что не должно быть никаких препятствий против предъявления обвинений главам государств, если с их санкции совершаются зверства против мирного населения. Диктаторы должны знать, что возмездие за их преступления неотвратимо".

4. Трагедия в Колумбии, город Чин-Чина: местные власти разрешили 250 семьям поселиться на землях местного университета, а теперь потребовали уходить — начался бунт, нападения на полицейских. Один погибший: не полицейский, а "свой", уговаривавший собратьев по несчастью не насильничать — и его забили ногами до смерти, причем камера это снимала — а избивавшие знали, что их снимают, били, натянув на головы рубашки. Хороший образчик социалистической психологии: доброту ненавидят больше всего, и добро защищают ненавистью.

5. В США апелляционные судьи подтвердили решение судьи Пейтел из Калифорнии о том, что правительство не имеет права ограничить свободу пересылки по интернету программ — на правительство подал Дэниэл Бернстайн из Нью-Йорка, чтобы показать идиотизм запрета на экспорт шифровальных программ. "Криптография, гласит вердикт, не должна являться государственным секретом, но, напротив, предназначена для того, чтобы защищать частную жизнь граждан". То же можно сказать о христианских таинствах, о тайнах веры — они не собственность боссов от религии, и даже не Божья собственность (для Бога тайн нет), они — для нас.

6. Вот еще двое иностранцев (Общая газета, 10.6.1999). Владимир Буковский, бывший диссидент критикует европейцев за попытку создать единую Европу — выйдет плохо, как СССР. "Они мне говорят: вы, русские, славяне, варвары, поэтому и социализм, и Советский Союз у вас получился варварским". Буковский выдумал таких глупых европейцев или специально знакомится только с идиотами? От СССР единая Европа отличается добровольностью, от социализма — частной собственностью. И славяне в этой единой Европе есть, никто их варварами не считает. Буковский считает, что в единой Европе будет такая же коррупция как в СССР и приводит пример с увольнением всех брюссельской комиссаров ("комиссары бесконтрольны, как и Политбюро, они сами себя назначают и решают, как нам жить. Аппарат управления у них такой же гигантский, как в СССР"). Типичные разговоры англичанина. Может быть, бюрократ в Брюсселе и решает, какой длины должны быть бананы в Европе, Политбюро до этого не опускалось — оно решало, как мыслить. Буковский это крепко забыл. А если он действительно считает, что Европа стала социалистической ("Левизна овладела Западом ... на Западе властвуют меньшевики"), почему не борется с этим социализмом, как боролся в России, как борются с левыми многие христиане Европы и США? Для себя у Буковского есть оправдание: "Нам не дали добить коммунистическую власть. Мы могли ее добить, но у нас на рукавах повис Запад, не позволив того сделать ... Правящий западный истеблишмент отлично понимал: если процесс начнется и будут открыты все секреты, это его сильно заденет, выявит тесные связи с советским руководством". Как будто связи с нацистами помешали Нюрнбергу! Буковский, как и Гайдар, и Явлинский, допускал все одну ошибку: считал быдлом людей, адресовался вверх, а не вниз, пытался пожать свободу, не сея ее — а теперь плюет на тех, кто составляет почву свободы.

7. По телевизору показывали, как сербы в Белграде празднуют окончание войны: показывают в камеру растопыренные пальцы и кричат "Победа". Над кем победа? Какая победа? Пьют шампанское. Наш комментатор (правительственный): не понимают, что нечему радоваться, ведь скоро к ним хлынут беженцы из Косова. Доказательств этому не приводят. Античный героизм обернулся бездумной, животной радостью.

8. Более всего мы беспокоились, как бы нашими войсками не командовали НАТО. А что страшного в том, чтобы командовали? Средневековые представления о чести. Жизни людей не так важны, как кто кем командует.

9. Комментарии к миру: Максим Юсин (Известия, 5.6.1999): "Испытания миром власть Милошевича едва ли выдержит. ... Не судят, как известно, только победителей. Но Милошевич войну проиграл. Он и не мог ее выиграть, А раз не мог — не должен был, не имел права ввязываться. Должен был капитулировать либо сразу, как только получил в Рамбуйе ультиматум НАТО, либо после первых дней "символических" бомбежек, когда еще почти никто не погиб ... Милошевич же упорствовал 72 дня. Упорствовал, обрекая на неисчислимые страдания граждан своей страны ... А в итоге все равно сдался. И при этом согласился на условия гораздо более жесткие, чем те, которые ему пытались навязать в Рамбуйе. Во Франции сербам предлагали оставить в Косово одиннадцать тысяч военнослужащих. Сегодня речь идет о нескольких сотнях". За десять лет своего правления Милошевич развалил страну, растратил все наследство социализма в войнах, начиная с кровавой и бесславной экспедиции в Словению летом 1991 года".

10. Маргарита Кокорина (Иностранец, 26.5.1999): в деревне Лавумисе (Свазиленд) вождь  приказал местным протестантам обязательно участвовать в танце умхланга, традиционный обряд для молодежи. Уклоняющихся от танца будут штрафовать — брать одну корову (штрафовать будут и пасторов). Христиане не пускают дочерей танцевать умхлангу, так как танец исполняется нагишом, в юбочке из бисерных ниточек. Юношей не пускают, так как нужно убить быка во время обряда. И тоже, наверное, вождь Лусекване, как наши боссы, рассуждает про то, что национальные традиции есть основа духовности и благосостояния...
 

Российские события

1. Досье несвободы: "Аргументы и факты" (№21) опубликовал сравнительную таблицу привилегий инвалидов и чиновников. У чиновников намного больше, вплоть до прикрепления к спецполиклинике со всей семьей. Но несвобода не в перепаде привилегий, а в согласии на привилегии вообще, и в том, что без всякого возмущения сообщают: мэрия тратит более полумиллиарда рублей на "свои" газеты и телеканал (т.е. 20 миллионов долларов).

2. Чубайс дал интервью газете "Аргументы и факты" (№21). Заявляет, что не крал ничьих денег: "не было же денег ни у кого". Правда, не утверждает, что заработал свое состояние честно. И проговаривается: не надо проводить всеобщую чистку, "результат будет один-единственный: те, кто ближе к власти, точно так же незаконно захапают все, что сумеют оторвать у предшественников". Дивный стриптиз. Кстати, наш либерал говорит: "Государство должно быть выше бизнеса".

3. Вдова поэта Юрия Левитанского (22.1.1922 - 25.1.1996) Ирина Машковская вспоминает, как ее муж в 1995 г., получая от Ельцина госпремию заранее подготовил речь (и напечатал ее, и прочел), в которой протестовал против войны в Чечне и говорил, что не вся интеллигенция за эту войну. "Я следила за лицом Ельцина — оно у него такое стало... Но мужество поступка Левитанского он оценил вполне — к Юрию Давыдовичу Ельцин подошел к первому с бокалом шампанского". Умер Левитанский от разрыва сердца после встречи в мэрии, куда позвали интеллигентов и где он тоже стал возмущаться войной в Чечне. Умер прямо там, на встрече. Я горжусь тем, что после одной из моих статей против войны в Чечне Левитанский мне позвонил и одобрял мою позицию. Какая еще нужна канонизация и святость? Левитанский в 65 оставил семью и женился на 19-летней студентке, причем, по ее словам, "как человек старой закалки ушел из семьи, ничего с собой не взяв". Поэтому последние годы его прошли в нищете, и это уже во второй раз он так бросал семью — оставляя все, шикарную квартиру и т.п. И хотя бросать семью нехорошо, но вот эта "старая закалка" — как ее не хватает многим праведникам. Настоящая нищета духа не в том, чтобы жить скромно, не жадничать, не гнаться за деньгами — в том, чтобы уметь начать все с нуля.

4. Марина Гриднева (Московский комсомолец, 6.6.1999) рассказывает об итогах следствия по делу Александра Кузьминых, матроса с подводной лодки "Акула". 11 сентября 1998 года Кузьминых захватил торпедный отсек лодки, убив нескольких сослуживцев, и чуть было не взорвал ядерные заряды, но, видимо, рука у него дрогнула и он взорвал запальный заряд преждевременно, погиб. Уговаривать Кузьминых приезжали его родители, привозили священника, которого он отказался слушать, потому что неверующий. Гриднева делает вывод: "Дело закрыто. Наказывать некого". Между тем, даже из ее описания ясно, что подлежит наказанию военный врач, распознавший у Кузьминых признаки стресса (юноша болезненно переживал изоляцию от коллектива, считал, что его унизили, заставив работать на кухне чернорабочим. А ведь подлодка — замкнутое пространство, тут нужна особая бдительность к психологии. Виноваты и двое старослужащих, которые "ударили Кузьминых пару раз". Гриднева считает, что виноваты не они, а обидчивый Кузьминых, ведь "любой "дух" забыл бы об этом уже на следующий день". Знакомо: в тоталитарной стране виноват не ударивший, а обидившийся. "Обидчивый" — самое распространенная брань у нас. Честного считают амбициозным, заносчивым, прилагая к нему слова, допустимые лишь в обществе свободных и нравственных людей, а не в обществе холопов. Вот людей, которых обижаются на Бога, действительно можно было бы называть обидчивыми и амбициозными (гордыми) — ведь Бог не лишил нас свободы. Но как раз этих обидчивых обидчивыми ни в коем случае называть нельзя — обидятся еще больше.

5. Досье несвободы: Сергей Григорьянц (Московский комсомолец, 7.6.1999), руководитель правозащитной организации "Гласность", описывает, как минюст отказал в регистрации практически всем правозащитным организациям. С трудом зарегистрировали только Московскую хельсинскую группу, слишком велико было международное давление. При этом власть регистрирует филиалы нацистской партии Баркашова. Вспоминается спор, развернувшийся пару лет назад между правозащитниками: одни ратовали за сотрудничество с властью, другие хотели оставаться независимыми. Нечистота спора была в том, что отказавшихся сотрудничать с властью теперь давят. Можно надеяться, что чистота Бога и в том, что Он не будет давить тех, кто отказался сотрудничать с Ним, только за это.

6. Книжное обозрение (1.6.1999) анекдот о Ельцине: чтобы поразить народ, он выучился ходить по воде, первое публичное выступление — Ельцин идет по Москва-реке. Зевака: "Смотрите, наш президент даже плавать не умеет". Хотя бы по этой причине не стоит рассчитывать, что рассказы о чудесах, укрепляющие уже имеющуюся веру, обратят к вере. И Христос творил чудеса, откликаясь на веру, а не пытаясь победить скепсис.

7. Досье несвободы: Аргументы и факты (№22, 2.6.1999) объясняет, почему чекисты "контролируют всю электронную почту". Объяснение, как и все, исходящее из недр чеки, шизофреническое: с одной стороны, якобы такой контроль дело нормальное ("контроль спецслужб за телекоммуникационными сетями ведется во всех развитых странах", "связи через Интернет иностранных спецслужб со своей агентурой"), с другой — "оперативно-розыскные мероприятия ... проводятся только при наличии судебного решения".

8. Андрей Новиков из Рыбинске (Известия, 9.6.1999) предлагает официально провозгласить в России крепостное право: "Когда бедный не получает и того, что должен получить, он уже и бедным-то быть перестает. Он становится рабом. ... Господа решают, что можно не платить ... Деньги люди добывают иначе: присваивая себе ценности, используя служебное положение, и т.д. .. На одной фабрике Рыбинска я видел как работницы разыгрывали зарплату в рулетки — кому первой ее получать ... И в стиле поведения "господ" тоже прослеживаются элементы социализма: они также запросто, как недавно партсовноменклатура, перераспределяют квартиры, путевки, вакансии". Интересно подмечена связь социализма и рабства со жребием, верой в случай, неверием в Промысел. Вера в провидение освобождает.

9. Ольга Меньшикова (Известия, 9.6.1999) из Всероссийского центра уровня жизни: средний заработок в России тысяча рублей (сорок долларов), причем люди хотели бы получать в три раза больше (немного). В 1990 г. зарплата реально была в 2,3 раза выше чем сейчас (можно купить не два набора прожиточного минимума, а четыре с половиной). Ниже всех зарплаты у ученых, в торговле и общепите, здравоохранении, культуре, образовании, чуть выше в сельском хозяйстве. Средняя выводится, видимо, за счет объединения большинства людей с военными и чиновниками. Люди больше кормятся от шести соток. "Многие считают, что такие изменения в доходах россиян — закономерный путь, характерный для рыночной экономики. На самом деле в конце этого пути лежит делянка в шесть соток, на которой работник выращивает все необходимое для жизни". Это не так абсурдно, подчеркивает Меньшикова, уже сейчас доля доходов от собственности и предпринимательства у нас выше, чем в Америке, хотя это официальная статистика, не учитывающая челноков и теневой экономики. А ведь частной собственности и бизнеса у нас намного меньше.

10. Московское досье: дума города решила перенести выборы Лужкова на декабрь. Характерно, что все, кроме депутатов, говорят: это чтобы Лужков мог идти на президентские выборы, не боясь перестать быть мэром. Если это так, то выдает не большой ум (как полагают комментаторы), а малое представление о том, что значит быть мужчиной.

11. Андрей Золотов-Светозаров, представляющийся членом подготовительного комитета Международной ассоциации православных журналистов, помнится, первый русский журналист, получивший Темплптоновскую премию за статьи, пропагандирующие веру, рассказывает о Первой международной конференции православных журналистов (75 участников), организованной молодежной православной организацией "Синдесмос" в Греции. Участники конференции приняли обращение с протестом против агрессии НАТО, причем отказались ее подписать о. Сергий Гаккель ("из "свободной" Великобритании", саркастически пишет Золотов) и некая "последовательница отца Георгия Кочеткова", которые просили в документе упомянуть косовских беженцев, писать о жертвах "без разбора их национальности и вероисповедания". Православные журналисты гордо отказались. Теперь я знаю, что такое "православный журналист" — это человек, которому жалко только своих, лакеи, обслуживающие только свою конфессию. Неясно одно: почему Золотов не вернул Темплтоновскую премию, полученную от гражданина омерзительной Великобритании?

Перейти к следующему обзору
 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова