Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 15 по 22 августа 1998 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 1998 год

К предыдущей главе

 

Иностранные события

1. Мэлор Стуруа из Вашингтона передал в "Известия" репортаж о похоронах полицейских, погибших в Белом доме от выстрелов сумасшедшего (5.8.1998). И прибег к "приему": представил дело так, как если бы в России хоронили милиционеров, заслонивших собой депутатов Госдумы. И посетовал: у нас не пришли бы все хоронить, не считали бы их героями. Но ведь есть и разница между Россией и США в том, что работу выполняют прямо противоположную: у них полицейские охраняют политиков от психопатов, а у нас — от простых, нормальных людей. У них готовы пожертвовать своей жизнью, у нас — чужой.

3. Наталья Грачева из Стокгольма рассказывает (Комсомольская правда, 22.7.1998), что в Швеции становится популярным новый вид отпуска, напоминающий психологические изыски Александра Грина: человек на день меняется с кем-то своим местом в жизни — например, продавец автомобилей меняется с работником зоопарка, сдавая друг другу квартиру, работу, друзей, коллег. Конечно, проверяют, чтобы в числе обменщиков не оказалось обманщиков. На работе относятся с пониманием к таком "новичкам" и помогают им почувствовать аромат чужого занятия. Замечательное воплощение поговорки о чужой шкуре.

4. В Греции в ноябре 1997 г. арестовали двух гражданок России, которые пытались продать трех девочек. Расследование выяснило, что одним из соучастников был военнослужащий срочной  службы России, находившийся в Греции, причем местом его службы в документах была также указана Греция. Выясняется причастность Российского МО к преступлению, которая несомненна — непонятно только, чиновники какого уровня виноваты. Церковь есть, пожалуй, единственная армия, в которой пребывание воина именно за границей Отечества — норма, а не исключение. - Московские новости, 9.8.1998.

5. Отмечается 30 лет с вторжения наших войск в Прагу. Вечерняя Москва (15.8.1998) опубликовала отрывки из воспоминаний генерала А.Майорова. Начинает с того, что 20 августа 1968 года в 22 часа 15 минут он получил по рации сигнал: "Влтава-666". Вот когда бы суеверам вспомнить, что 666 — число антихриста. Уверен, однако, что люди, которые агрессивно выискивают три шестерки где угодно, не сочтут нападение на чешскую свободу сатанинским делом. А генерал Майоров, услышав сигнал, "незаметно для других перекрестился и скомандовал: "С Богом! На Тренчин!". Если генерал не лжет, то упоминание имени Божьего показывает, в каком он был полоумном состоянии. Мемуары которые заканчиваются словами о том, что он просит прощения у трех чехов (он называет имена) — если они живы, пусть простят его за то, что он вел себя с ними безнравственно. Увы, прощение это кажется недорогим, потому что если бы действительно чувствовал себя столь виноватым, как говорит, то поехал бы в Чехию, написал бы туда, нашел бы этих троих, и попросил бы прощения лично, а не через газету, которую они точно не читают. Извращенное представление о прощении: его мало попросить, его надо получить. Мы слишком разбалованы тем, что Бог невидим и потому кажется автоматом по выдаче прощения.

6. А в Польше печаль, тоже связанная с нами. Известия (13.8.1998) сообщают, что обнаружено четвертое место массового расстрела пленных поляков в 1940 г. - под Тверью в Тавде погибло пять тысяч человек. Причем, это место утаивалось, видимо,  не по злому умыслу, а действительно забыли. И главные грехи — они скорее всего забываются, если не приучать себя за ними охотиться.

7. Еще одно событие из прошлого: в России по случаю 70-летия Парка культуры имени Горького в Москве (август — настолько нет событий, что даже это отмечают газетчики) вспомнили слова Герберта Уэллса: "Когда я умру для капитализма и снова воскресну в советских небесах, то я хотел бы проснуться непосредственно в парке культуры и отдыха" (Сегодня, 13.8.1998). Беда в том, что "культура" не может быть ограничена в пространстве, культура есть "культура ума", возделывание ума, и в этом смысле идея гуманистов о "культуре ума" есть секулярное подобие идеи об "умной молитве". Ну, конечно, в отличие от молитвы культура не обещает Воскресения.

8. И еще скорее международная, нежели наша новость: из 15 стран Европы, граждане которых получают компенсации от ФРГ за нацистские преследования, только Россия взимает с компенсации налога. ФРГ платит жертвам фашизма в год 400 млн. марок, у нас берут с них налог в 100 млрд. старых рублей. Госдума приняла закон об освобождении от этого налога, Совет Федерации отклонил (Сегодня, 13.8.1998). Любопытно, что предписание о десятине, скорее всего, на такой доход распространяется. Но если людей можно упрекать за бессердечие, то Бога — вряд ли, Его закон не делает послабления для сирых и убогих не по бессердечию, а по милосердию, ибо соблюдение Закона и в богатстве, и в нищете, есть наслаждение для человека, его духовное здоровье.

9. Известия (13.8.1998) сообщают о том, что тихоокеанское государство Тувалу продало свой "национальный суффикс" tv Интернету, за что будет получать до 11  тыс. долларов на душу населения (тут всего живет десять тысяч человек с доходом в несколько сотен долларов на нос населения). Не к такой ли жизни рантье стремятся те из христиан, кто слишком настойчиво просит людей помнить, что все хорошее в мире — от Христа?

10. Джордж Сорос выступил с призывом девальвировать рубль (Сегодня, 15.8.1998). Предполагают, что он это сделал для того, чтобы подорвать марку (кредиты нам дают в марках). Не знаю, но точно знаю, что, если бы Сорос не вкладывал денег в нашу экономику, не играл бы на рынках, его бы не подозревали в двуличии: дает деньги ученым одной рукой, чтобы другой рукой ограбить страну, в которой живут эти ученые и, соответственно, и самих ученых. Екатерина Гениева, руководитель фонда Сороса в Москве, любила когда-то подчеркивать, что Сорос не вкладывает денег в Россию. Увы, сказка развеялась, остался урок: надо выбирать между любовью и прибылью, между верой, доверием и доходом.

11. Сергей Лесков (Известия, 15.8.1998) рассказывает об опросе среди ученых США (анонимный). 61% — атеисты, в Национальной академии наук — 70%. Верующих - 7%. Физиков неверующих 76%, биологов 69%, самые верующие — математики (14% верующих). Такой же опрос проходил в 1914 году, тогда атеистами были 58% ученых, 70% научной элиты. Картина не изменилась. Правда, в 1914 г. на анкету ответили 70% ученых, а в 1998 г- 50%..

Российские события
1. Юрий Лужков вмешался в политику прямо. Он заявил, что шахтеры, устроившие пикет у Белого Дома, выдвигают "справедливые" требования (в чем многие сомневаются, т.к. деньги шахтерам не платит не правительство, а провинциальные боссы), и даже предоставил шахтерам бесплатную временную регистрацию в столице, нарушив тем самым — к счастью, в сторону смягчения — собственное распоряжение о прописке.  Мэрия также предоставила пикетчикам восемь туалетов и цистерну с водой (Сегодня, 6.8.1998). Что очень хорошо, только беспокоит, что закон эта такая штука, которую лучше не раскачивать — нарушил сегодня в пользу нужных тебе людей, а завтра маятником нарушение произойдет в пользу опасных людей. Бог не нарушает Свой закон, чтобы поддержать праведников, напротив — для праведника закон жестче, и это так же помогает праведнику, как корсет помогает больному.

2.  Зэк и литератор Александр Карагодов в интервью газете Комсомольская правда (7.8.1998) заявил: "В лагерной жизни честнее людей, чем "воры в законе", я не видел". Это говорили многие, видя в блатных героев. Но честность не в справедливости к своим, а в справедливости ко всем.

3. Михаил Швыдкой, руководитель Российского телевидения, заявил: "Когда мы говорим — плохое государство, не надо забывать, что в конечном счете именно оно, а не кто-то другой является для многих главным благотворителем и благодетелем, последней надеждой в этой жизни" (Общая газета, 6.8.1998). Приятно прочесть столь четкое кредо такого печального явления как патернализм (иозефизм). Это богохульство, которое, впрочем, не следует судить строго, потому что оно есть скорее результат душевной слабости, инфантилизма.

4. Газета Московский комсомолец (7.8.1998) с гордостью сообщила, что ее журналист С.Ларионов, пишущий о пограничниках, награжден главой пограничной службы орденом "За заслуги в пограничной службе" 2 степени. Думается, что это грубейшее нарушение журналистской этики, худшее, чем взятка. Может быть, в силу той же щепетильности и Господь Своих праведников не слишком-то балует деньгами и здоровьем.

5. Доцент РГГУ кандидат исторических наук Александр Сенин в "Независимой газете" (7.8.1998) призывает к усилению роли государства в экономике страны, восстановлению монополии внешней торговли и т.п., ужесточению наказаний за преступления. Он предвидит сопротивление усилению государства и говорит, что из-за этого сопротивления Россия может в следующем веке оказаться страной с авторитарным режимом. Но, конечно, то, к чему он призывает, уже есть авторитарный режим.

6. Роман Волобуев (Известия, 7.8.1998) рассказывает, что во время юношеской олимпиады в Москве в центре города у Кремля был избит африканец Франсуа Чиссамбо — его измолотили шестеро юношей, ничего не забрали, так что били за цвет кожи. Причем рядом были трое милиционеров, но они не вступились. Представители Олимпийского комитета сперва упросили габонское посольство не предавать дело огласке, а затем заявили, что якобы избили негра в окрестностях Олимпийской деревни, к тому же он якобы был крепко пьян. "Давайте повременим с разговорами о том, что Москва — цивилизованный европейский город; как ни крути, а все-таки места, где полицейские не вмешиваются, когда белые бьют негров, называются немножко по-другому". На самом деле, не так скверно, что избили негра, как то, что лгут об этом избиении.

7.  Галина Мурсалиева (Общая газета, 10.8.1998) рассказывает о том, как в Москве из-за отсутствия прописки не разрешают хоронить людей, умерших в Москве, даже если они тут прожили много лет. Например, актер театра Маяковского Андрей Болтнев, умерший летом 1995 г., — его разрешили после долгой кампании в прессе хоронить в Москве, но лишь в порядке исключения. Тела умерших вынуждены увозить за сотни километров. Так жажда порядка, сама по себе благая, когда страх перед людьми перевешивает страх перед Богом, приводит к надругательству над святыней — человеческими останками. Что святого в телах "обычных" людей? А если в них нет ничего святого, прикосновенного к вечности, то почему бы их вообще не сжигать с мусором?

8.  Обсуждают повышение пенсионных отчислений, точнее, довод правительства: "работающие должны кормить стариков". В газете Аргументы и факты (№33) пенсионер Борис Гур пишет: "Мы, сегодняшние пенсионеры, не нахлебники. Выплата пенсий — это обязательный к оплате долг государства". Николай Петраков (Общая газета, 13.8.1998) отмечает, что "пенсионер не иждивенец на шее государства, если это государство не пустило по ветру заработанное своими гражданами. Все, что сейчас с азартом делится между "новыми русскими", создано трудом сегодняшних стариков". Кажется все-таки, что бывает по-разному, и не случайно старообрядцы отказываются получать пенсии как незаработанные деньги. Пенсия — это лотерея на выживание, это "страховая касса", основывающаяся на том, что кто-то умрет раньше среднего срока смерти, кто-то позже. Что до "труда", то беда не в том, что человек в поте лица должен есть хлеб, а в том, что человек способен пролить реки пота на анти-работу, на уничтожение хлеба.

9. Общая газета (13.8.1998) дает интервью с кинорежиссером Кареном Шахназаровым, ныне руководителем "Мосфильма". В интервью виден человек социалистической психологии (ругает власть за то, что она не дает цели в жизни людям старше пятидесяти). Он отмечает, что признак большого артиста — "если он хочет что-то сыграть, он добивается этой роли ... Я и молодым людям сейчас говорю: зря вы сидите и стесняетесь попросить, вы же не воровать, не водку пить хотите, а работать". Прекрасный комментарий к 1 Тим 3, 1: "Кто епископства желает, доброго дела желает". Надо стесняться стремления к греху, не к святости — но и надо стесняться называться святым, а не грешником. Интересно противопоставление художника и менеджера — художник "эгоист, завистливый, недисциплинированный", руководители "ограниченные, тупые, некультурные, грубые". Увы, то же противопоставление и в Церкви, и в университетах, где творить — одно, а руководить — совсем другое. Правда, Шахназаров не отметил одну важную вещь: честность и порядочность обязательны для обоих категорий.

10. Общая газета (6.8.1998) продолжает отслеживать жизнь нашего судейства. Клан судей пока самодостаточен, полностью закрыт от общественности. Избавляются от наиболее независимых судей, не соблюдающих установленные сверху и временем правила игры. В результате совсем мало судей со стажем более 10 лет: чем дольше человек работает судьей, тем он лучше понимает закон, тем более склонен его соблюдать, склонен к оправдательным приговорам (а это воспринимается как критика в адрес следствия и прокуратуры), а в результате начинает навлекать на себя гнев руководства. Не хотят делиться властью, а вот Бог, предлагая судить тем же судом, каким мы будем судимы, Своей властью делится — при условии, что мы будем выносить только оправдательные приговоры. Кашу не испортишь маслом, христианина - добротой.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова