Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 1998 год
К предыдущей главе
НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 21 августа 1998 г. и ранее
Обзор наиболее интересных сообщений прессы
для программы Радиоцеркви "Колесо обозрения".
Иностранные события
1. В газете Иностранец (12.8.1998) статья Майкла Беренбаума, председателя
фонда "Пережившие Шоа" (США), который считает, что Церковь недостаточно покаялась
перед евреями. Упрек справедлив, наверное — клиент и пострадавший всегда правы.
Беренбаум отмечает, что лишь сейчас в Германии и Франции начинают развеивать мифы,
смягчавшие чувство вины (якобы были "благородные" немецкие солдаты, якобы все
французы были в Сопротивлении). Миф — он и есть миф, в таком самообмане всегда
есть нечто языческое, и на Страшном суде придется отвечать за самообманы, может
быть, в большей степени, чем за обманы. Всякий обман стоит на самообмане, а ведь
есть еще масса самообманов, которые никого, кроме нас, обмануть не могут.
2. В Лондоне прошел "ревайвл" "Миссия в Лондоне",
организованная Элимской коалицией Церквей. В качестве главного проповедника пригласили
австралийского пастора Джеффа Бичема из "Международное служение Огненной Мощи"
("Fire Power Ministries International"). Он летел в Лондон из Таиланда 24 часа.
Бичем проповедовал в церкви, куда в основном ходят негры, ее пастор Сэм Ларби
отставной майор ганской армии. И никто не поднял крика о том, что в Англию ведется
духовная агрессия "иностранных миссионеров", никто не потребовал оформлять Бичему
разрешение на проповедь и т.п.
3. 15.7.1998 В ирландском городке Ом взорвали автомобиль с 200 кг. тротила, погибло
28 человек. Лидеры Ирландской республиканской армии впервые осудили теракт, а
ответственность за него взяла на себя Истинная Ирландская республиканская армия.
"Истинность" ее в готовности быть жесткой: ИРА обычно предупреждала о взрывах
так, чтобы жертв было меньше, а тут, напротив, сделали так, чтобы жертв было больше.
Ужасно само словосочетание "католическая террористическая организация". Впрочем,
лидер протестантов Ян Пэйзли заявил, что виновато британское правительство, которое
не сумело защитить своих подданных, и им придется делать это самим (цитирует Николай
Кучин в "Новом времени", №33). Это и есть логика агрессивности,
оправдывающей себя как самооборону .
4. Президент Клинтон 17.8.1998 выступил с телепокаянием
перед американским народом, признав факт прелюбодеяния с Левински. Правда, он
не употребил этого термина — наверное, забыл слово. В детали вдаваться отказался
— слава Богу. А вот вину постарался перевалить на Левински — нехорошо. В прошлом
веке в таких ситуациях честь обязывала стреляться, но не выдавать даму. Почему?
Потому что женщине грозило больше, чем мужчине, ее судили строже. В США, к счастью,
Левински если и пострадает в глазах части населения, то компенсирует это доходами
от своих рассказов о связи с Клинтоном.
5. По приказу того же президента США бомбили базы террористов в Афганистане, т.к.
имеют неопровержимые доказательства, что эти террористы организовали взрыв американских
посольств в Африке. Как мрачно пошутил мой сын Матвей: лучше бы он нанес удар
по Монике Левински. Она, по крайней мере, в его юрисдикции, а вот Афганистан
— нет. Бомбить чужую страну можно лишь — да даже и не уверен, можно ли хотя бы
и с разрешения ООН. Всякая агрессия ведь делается
под предлогом самообороны. Разумеется, после предупреждения террористы уже давно
сменили базу, и пострадают разве что невиновные, а главное — получается, что в
международных отношениях не действует принцип презумпции невиновности, который
действует во внутренней политике, и обиженный имеет полное право мстить тому,
кого он считает обидчиком.
6. 14.8.1998 в Маунт-Стерлинге (штат Коннектикут) завершилось недельное собрание
церкви Вифезды прошедшее под лозунгом "Ощутите огонь". Здесь плясали и пели, здесь
играл оркестр, здесь одни кричали, а другие спокойно молились сидя. Первой проповедовала
Андреа Уильямс из Индианополиса ("Ebenezier Ministries"), которая призывала вспомнить,
что Иисус не только высоко в небесах, но внутри каждого христианина. "Многие люди
за свою жизнь могут прочесть только одну Библию: рассказ
о вашей жизни со Христом", — сказала она.
7. Елена Боннэр (Новое время, №33) в связи с годовщиной ввода войск в Прагу вспоминает,
что она тогда была во Франции: "Мне пришлось наблюдать единодушную реакцию всех
французов: неприязнь, резкий взрыв негодования, даже
ненависти ко всем людям, связанным с Советским Союзом". Думается, как и всякое
негодование, это было ложным. На Россию выплескивали то, что не решались выплеснуть
на себя, виновных в агрессии против Алжира и Вьетнама. Гневались тем сильнее,
что не решались — никто! — ответить России реально, но военной силой, но хотя
бы дипломатической. Чехию тогда предал "свободный мир", за что и сердился. Это
не обеляет нас, это показывает, что дух рабства коренится глубже, чем некогда
казалось, и что гневаться не стоит ни при каких обстоятельствах — это всегда чувство,
говорящее больше о своем грехе, а не о чужом. И чем США лучше ирландских протестантов,
если они поддались той же логике агрессивности?
8. Известия (21.8.1998) перепечатали заметку "Санди таймс": испанские физики
подсчитали, что в аду температура 445 градусов, п.ч. это
температура кипения серы, а в Откр. говорится о том, что дьявол брошен в озеро,
горящее серой. Хорошо бы в России так же буквально поняли бы слова Предтечи о
необходимости сделать дороги достойными Бога!
9. В печальном положении оказались русские, проводящие отпуск за границей: их
карточки "Виза" не принимаются к оплате (Сегодня, 21.8.1998). В России с ними
тоже проблемы, но тут хоть можно и без карточки перехватить денег, занять, может
быть, получить в банке. То же и с нашими банками: их кредитный рейтинг оценили
буквами N.M. Выглядит красиво, а означает: "non meaningful", "ничего не значущий".
С гордостью отмечаю, что Церковь пока в лучшем положении.
Можно сердиться, что на религию жертвуют неверующие, что правительства помогают
христианам содержать церкви, а ведь это признак если не веры, то хотя бы доверия
к нам, к нашей способности сделать что-то хорошее.
10. Комсомольская правда публикует ответ Олеси Носовой на вопрос: "Правда ли,
что, если ребенок зачат во время Великого поста, это может пагубно на нем отразиться?"
- "По данным американских ученых, 60 процентов преступников, отбывающих сроки
в тюрьмах США, были зачаты во время религиозных праздников ... У каждого народа
... есть свой "эгрегор" — "групповая сущность". Человек может не разделять религиозных
воззрений народа, быть вообще атеистом, но запреты духовного порядка на него будут
распространяться вне зависимости от убеждений". Ну, во-первых, очень сомнительно,
чтобы американцы вели такую статистику. Во-вторых, зачатие в праздник - совсем
не то, что зачатие в пост. В-третьих, в США давно уже не соблюдают Великого поста.
В-четвертых, учение об эгрегоре — фантазия Даниила Андреева,
совершенно нехристианская, гностическая. В-пятых, это магизм.
А в-шестых, увы, этот магизм долгое время был характерен и для христиан, и сейчас
еще встречается, в том числе, в России. Но с ним надо бороться, а не поощрять
его.
Российские события
1. Анна Политковская (Общая газета, 6.8.1998) отмечает, что в России за решеткой
почти два миллиона граждан, около 2,5 процента мужского населения страны (в США
миллион при вдвое большем населении, т.е. 0,7%). Общественный центр "Судебно-правовая
реформа" предложил перенять западный опыт и организовать примирение
жертв с преступниками через специально разработанную процедуру. Краткий опрос
в Москве не выявил ни одного человека, который бы был готов простить того, кто
совершил не самое серьезное преступление против своей персоны, и договориться
о приемлемой компенсации. Социологи подтверждают: большинство жертвы жаждет крови.
Более того, и подставляя себя на место преступников, люди не хотят милости от
жертв: "Пусть лучше суд решает — жертва будет только деньги тянуть". То есть,
уверены, что сами бы — тянули деньги.
2. Статья Михаила Шевелева о семье Баевых из Подмосковья
(Московские новости, 9.8.1998). Об этой семье газеты Московские новости писала
в 1988 году, статья тогда очень запомнилась. Получал тогда глава семьи 300 рублей
за наладку станков, жена 150 за службу лаборантом. Статья мила, только вот беда:
не указано, сколько они получают сейчас (муж работает программистом, жена — в
бутике на Тверской). И это обесценивает весь пафос (жить стало лучше, жить стало
веселей, спасибо реформаторам), потому что видишь возвращение к советской боязни
сказать правду. Получают, видимо, много, но налоги с денег не платят, почему и
молчат о доходах. И, конечно, ушло нечто, что дороже денег: уверенность в завтрашнем
дне, главная добродетель социализма и христианства. Только социалисты были уверены
в завтра без причины, а христиане — с причиной, потому что "завтра" для нас не
в магазине, а на Небе.
3. Екатерина Рыбас (Независимая газета, 12.8.1998) рассказывает о том, что в Москве
возродились народные дружины. Дружинников более двух
тысяч. Они якобы озабочены охраной порядка в столице. "Единственную корысть в
том, чтобы записаться в дружину, представляет собой удостоверение, дающее право
на бесплатный проезд в общественном транспорте". Ничего себе — за два часа можно,
оказывается, заработать на оплату квартиры, ведь стоимость единого проездного
билета 180 рублей, а дежурить можно чисто символически, это мы и по советским
временам знаем, дежуривали. Интересно, журналистка это понимает и просто предоставила
читателю сделать вывод, за который она самое могла бы схлопотать выговор, или
все-таки не понимает, давно оторвавшись от жизни народной, что такое сто восемьдесят
рублей?
4. А.Чернявский из Белгорода в письме в газету "Известия" (18.8.1998) предлагает
заменить службу в армии денежным взносом. "Его размер должен быть определен таким
образом, чтобы 3-4 отказника оплачивали службу в течение двух лет одного призванного".
Это возврат к чистому средневековью, когда не было "единства кассы", а были только
целевые налоги на конкретные государственные нужды. На самом деле, конечно, уже
сейчас все мы уже оплачиваем службу в армии, и не одного призывника, а кормим
(каждый работающий) по несколько офицеров. Точнее, мы платим деньги, а вот куда
их девает правительство, никто не знает — кстати, не знает и само правительство.
Такая "жизнь в тумане" есть прямое следствие отказа от личной ответственности
как принципа жизни. Так и в духовной жизни: не стоит надеяться, что мы бросим
Церкви копеечку, а нас за нее святые старцы защитят от сатаны.
5. Хуан Кобо (Новое время, №33), упрекая В.Новодворскую за симпатии к фашизму,
рассказывает, что в начале августа в гарнизоне под Нижним майор Беляев "в знак
протеста против невыплаты зарплаты вывел свой танк на площадь. Почти сутки командование
уговаривало этого "декабриста" вернуться в часть. ... Население сочувствовало
мятежному майору ... Это — свидетельство бескрайней доброты русского народа. Но
вообще-то подобные танковые вылазки во имя интересов всего народа надлежит нещадно
пресекать согласно статьям военного кодекса военным трибуналом (а не наказывать,
как предлагали некоторые "мудрецы", за "нарушение правил дорожного движения").
Согласен с Кобо во всем, только не в оценке подобной жалости
как "доброты". Под личиной доброты тут скрывается жалость к себе, а не к другому,
заключение сделки с другим: я не меняю свою жизнь, а ты — свою. Круговая порука
хамства. Вот чем оборачивается прощение, когда оно стоит на эгоизме и уходе от
проблем подальше от Бога.
6. Кстати, в России девальвирован рубль — процентов на 15, как и предсказывал
Сорос. Ровно на следующий день после того, как Ельцин обещал, что девальвации
не будет. Ельцин с тех пор на экранах не появляется, отдувается Кириенко. Что
еще интереснее, увеличена "маржа": недавно еще разница между курсом покупки и
курсом продажи доллара составляла пять-десять копеек, т.е. меньше процента, а
теперь не меньше 15%. Что означает, что доллары покупать фактически отказываются,
потому что разве интересно их продавать так задешево, чтобы покупать товары по
высшей цене? А Спасителя купили недорого, потому что Его перепродать все равно
было невозможно — никто бы не дал настоящей цены. Михаил Бергер (Сегодня, 19.8.1998)
отмечает, что самый ажиотажный спрос на доллары был в Кемерово, где вроде бы никому
не платят зарплату. При этом люди не считают деньгами валюту, хранящуюся под подушкой
— как не считают спасительной веру, которая не проповедуется,
а лежит под золотыми маковками, словно под спудом.
7. Самая оригинальная реакция на девальвацию, по-моему, у К.Сергеева (Аргументы
и факты, №34): "Почему бы тогда нам честно не сказать - да, азиаты мы. Ну нет
у нас возможности удержать инфляцию или отменить немедленно смертную казнь.
Давайте внесем ясность: или, как в песне, любите нас, какие мы есть, или не мешайте
делать так, как мы считаем нужным". Во-первых, кто нам мешает казнить людей или
девальвировать рубль? Во-вторых, "есть" означает нечто большее, чем существовать.
Кто убивает, о том нельзя сказать, что он "есть" — он всего лишь грешит, а бытия
лишает себя. Любить же человека означает любить человека, а не сатанинское в нем.
Что до отмены смертной казни, то она так же невозможно в США или Франции, как
и в России, ибо и там люди больше боятся ближних, чем Бога, больше бояться быть
убитыми, чем убить. Однако же, там кое-как учатся преодолевать страх.
8. Аргументы и факты (№34) поместили письма, спорящие о значении Всемирных юношеских
игр в Москве. Е.Былинский называет игры "ненужной показухой, а Е.Коваленко пишет:
"Весь мир приехал к нам в гости и убедился, что Россия — мощная держава и Москва
наша — красивейший город Европы". Правда, Былинский живет в Одинцове, фактическом
пригороде Москвы, а Коваленко — в Крыму. Была ли Коваленко в европейских столицах,
она не пишет, а без этого ее слова не очень воспринимаются. Вот христиане — мы
же не говорим о Боге Библии, что Он — лучший из богов. Мы говорим, что Он — единственный Бог.
Можно ли о Москве сказать, что она — единственный город Европы?
9. Композитор и бизнесмен Игорь Крутой, владеющий особняком в США, полгода назад
обратился к Лужкову с просьбой об улучшении жилищных условий, жалуясь на то, что
он живет в "небольшой" (видимо, по сравнению с особняком) двухкомнатной квартире
у Речного вокзала. Он получил четырехкомнатную квартиру на улице Косыгина (Аргументы
и факты, №34). Вот как надо жить: получить все лучшее и от капитализма, и от социализма.
Трудно служить двум господам только, если один из них
— Бог, а если оба относятся к миру сему, то не так уж и трудно. |